Фрикционные шины 195/65 R15 – сравнение с “шиповками”
Степень технологичности зимних шин возросла настолько сильно, что именно эти автомобильные покрышки, которые не подлежат шипованию (речь идет о действительно качественной резине), на сегодняшний день превосходят по эксплуатационным характеристикам шипованные аналоги от брендов “бюджетного порядка”.
Тест зимних шин размерностью 195/65 R15, описанный в статье ниже, был проведен с той целью, чтобы получить ответ на вопрос, смогут ли шипованные покрышки бюджетного уровня составить конкуренцию новинке минувшего сезона – шине Nokian Hakkapeliitta 8, в которой видоизменили шестигранный шип и сделали еще ряд технологических ходов для удовлетворения новых требований северных Евростран по уменьшению износа дорожного покрытия.
Также команда отечественных экспертов намеревалась проверить, действительно ли в презентованных недавно новинках – шинах Michelin X-Ice xi3 и Nokian Hakkapeliitta R2 – применены ноу-хау, способные сделать прорыв на фоне других фрикционных шин.
Как оказалось, результат испытаний превзошел самые смелые ожидания: восьмое поколение Hakkapeliitta оказалось впереди своего ближайшего конкурента – покрышки Continental ContiIceContact с еще старым, “дорестайлинговым” Х-образным шипом и заметно оторвалось от шипованных бюджетных шин, которые ошиповали, по всей видимости, в гаражных условиях.
Интересующие специалистов фрикционные модели впечатлили еще больше, по сравнению с шипованной новинкой. Michelin X-Ice xi3 и Nokian Hakkapeliitta R2, несмотря на отсутствие шипов, во многих ледовых тестах оказались лучше, чем дешевые шипованные шины. Неплохо они “выступили” также на асфальте. И что интересно, если шина Michelin X-Ice xi3 показывала сбалансированные характеристики на всех покрытиях в тесте размерностью 205/55 R16, то Nokian Hakkapeliitta R2 в этом испытании доминировала на зимних покрытиях. В тесте шин размерностью 195/65 R15 модель Hakkapeliitta R2 оказалась более сбалансированной, явного отрыва или провала на каком-либо покрытии не было. Это еще раз доказывает необходимость проведения тестов шин в разных размерностях.
Сенсацией теста в негативном смысле стала шина Falken HS-415, которая еще при изучении ТТХ обратила на себя внимание огромным весом, очень жесткой боковиной и твердой резиной протектора. Хотя, немногим ранее другая, уже летняя покрышка этой малоизвестной у нас марки из Китая поразила своими характеристиками на летних покрытиях. Тогда она стала соседкой шин премиум-сегмента. Но нынешняя зимняя покрышка Falken HS-415 оказалась полной противоположностью. Автомобиль на этих шинах трудно управляется на любых покрытиях. Все остальные характеристики – тоже ниже средних. Соответственно, рекомендовать эту резину вряд ли кто-то станет.
Подходя ближе к расстановке мест в данном тесте, в очередной раз напрашивается вывод, что хорошие зимние покрышки могут быть только у тех производителей, кто имеет собственные зимние полигоны, и эти шины не бюджетного бренда какого-либо крупного производителя.
Что касается экспертных рекомендаций, то из нынешнего списка участников зеленый свет получают две шипованные шины – Continental ContiIceContact и Nokian Hakkapeliitta 8 и две фрикционные, т. е. нешипованным – Michelin X-Ice xi3 и Nokian Hakkapeliitta R2. От покупки зимних моделей Falken HS-415, Nexen Winguard Ice и Tigar Winter G1 специалисты рекомендуют воздержаться. Если говорить обо всем остальном – исключительно на усмотрение автовладельцев. Здесь можно дать единственный совет: перед покупкой лучше изучить слабые стороны покрышек.
Nokian Hakkapeliitta 8Шина Nokian Hakkapeliitta 8 впечатлила легкостью управления на льду, где позволяла ехать быстрее всех без внезапных сносов и заносов. А если занос и начинается, он плавный, и авто под полным контролем. На мокром асфальте она также послушна, хотя и медленнее, чем конкуренты. Зато, в случае заносов шина оставляет водителю контроль над машиной. При резких маневрах на сухом асфальте велика вероятность сносов и заносов, но они также контролируемы.
Continental Conti IceContactШина Continental Conti IceContact на льду более склонна к сносам и заносам, по сравнению с финской “восьмеркой”. Тем не менее, она также показывает хорошее время прохождения трассы. На снегу к шине нет вопросов. На мокром асфальте она в критических режимах менее склонна к заносам и показывает большие скорости. Впрочем, на сухом асфальте она тоже прогнозируема и позволяет ехать быстрее, но если случаются заносы, то они более глубокие.
Sava Eskimo StudПокрышка Sava Eskimo Stud на льду ведет себя неплохо. Она предсказуема, склонна к недостаточной поворачиваемости (сносам), но при этом реагирует на сброс газа. В целом хороша она и на снегу. Маневры на мокром асфальте сопровождаются сносами, в которых машина не очень быстро реагирует на сброс газа. На сухом асфальте шина обеспечивает точные реакции на повороты руля, однако при резких маневрах появляются сложно контролируемые глубокие заносы.
Nankang NK-Snow SW7От покрышек Nankang NK-Snow SW7 специалисты ожидали значительно худшего. Однако она не стала аутсайдером теста. Ее шипы неплохо работают на льду, машина прогнозируема, и лишь реакции на сброс газа несколько замедленные. Эта шина средняя на снегу, и у нее есть проблемы с управляемостью на мокром асфальте, где возникающие сносы оказываются очень глубокими. На сухом асфальте она обеспечивает хорошую управляемость без каких-либо сюрпризов.
BF Goodrich g-force studШипы у шины BF Goodrich g-force не очень спасают на льду – передние колеса в повороте стремятся уйти в снос, особенно если неаккуратно воздействовать на педаль газа. При сносе восстановить контроль над машиной сложно. На мокром асфальте при маневрах и в крутом повороте тоже проявляется склонность к сносу. На сухом асфальте переставку шина проходит с небольшим заносом, который легко нейтрализуется, позволяя вернуть авто на заданную траекторию.
Tigar SiguraЗимние шины, как, впрочем, и летние, бренда Tigar в нашей стране малоизвестны, поэтому интерес к ним был велик. Однако эта покрышка оказалась средней на всех покрытиях. Наилучшее поведение она показала на мокром асфальте, где неплохо тормозит и управляется. На льду шина очень медленная, как бюджетные фрикционки, а при резких маневрах на сухом асфальте возможен эффект хлыста, когда из одного заноса автомобиль бросает в другой.
Falken HS-415Покрышка Falken HS-415 имеет средние характеристики на зимних покрытиях и несбалансирована в целом, так как даже на одном покрытии в одних тестах ведет себя на среднем уровне, а в других – показывает провальные результаты. На льду она вроде бы прогнозируема, но, в то же время, при прохождении поворотов легко уходит в занос и в снос. На снегу с управляемостью еще больше проблем – авто в поворотах уходит в боковое скольжение всеми четырьмя колесами.
Nokian Hakkapeliitta R2Фрикционная новинка Nokian Hakkapeliitta R2 очень цепкая на льду и снегу, прогнозируема, позволяет гасить снос сбросом газа, а если и становится боком при переборе скорости, протектор эффективно сопротивляется поперечному скольжению. При маневрах на мокром асфальте хотя и возможны глубокие заносы и сносы, но в них машина остается управляемой. На сухом асфальте даже при больших скоростях реакции точные, дает возможность маневрировать.
Michelin X-Ice xi3Новинка позапрошлого сезона, шина Michelin X-Ice xi3, показала отличные характеристики на снегу и сухом асфальте. На этих покрытиях покрышка позволяет ехать быстро и обеспечивает хорошую управляемость. На льду она также цепко держится за поверхность и лишь в сравнении с лидерами теста заметны слегка замедленные реакции на повороты руля. На мокром асфальте шина не проявляет склонность к сносам и заносам и полностью прогнозируема.
Continental Conti-VikingContact 5Шина Continental Conti-VikingContact 5 обладает хорошими зимними характеристиками. На льду она обеспечивает точные реакции на повороты руля, в поворотах в случае скольжения чувствуется, как шина эффективно тормозит, благодаря цепкости в поперечном направлении. На снегу авто в этих шинах хорошо управляется, тормозит и разгоняется. Хороша она и на сухом асфальте. И только на мокрой дорожной поверхности при маневрах нужна “правильная” скорость, иначе возможны сносы.
Dunlop Graspic DS-3Покрышка Dunlop Graspic DS-3 является участником многих сравнительных тестов, и ее свойства не меняются. Множество ламелей не помогли ей цепко держаться за лед, а мягкий протектор не обеспечивает хороших тормозных свойств и управляемости на мокром и сухом асфальте. Авто на этих шинах при резких маневрах на сухом асфальте стремится уйти в занос, а на мокром – в снос. Зато шина хороша на снегу, где она неплохо тормозит и разгоняет автомобиль.
Pirelli IceControlЗимняя покрышка Pirelli IceControl с завода в Китае на льду прогнозируема, но маневрировать быстро не позволяет – возникают глубокие сносы. На обледенелой дуге держится неплохо, а в случае сноса сброс газа позволяет стабилизировать ситуацию. На снегу быстрой реакции на сброс газа не хватает, поэтому машину сложнее стабилизировать. На мокром асфальте шина не очень устойчива, но, в то же время, на сухом прогнозируема и отзывчива к корректировкам.
Nexen Winguard IceКорейская шина Nexen Winguard Ice оказалась в аутсайдерах, очевидно, из-за ориентации на “азиатские” зимы. Она отлично тормозит на мокром и сухом асфальте и в то же время в числе худших при остановках на льду и снегу. Аналогичная ситуация и с управляемостью на асфальте, а вот на льду и снегу на этих шинах, тоже, как на летних – машиной сложно управлять и при неаккуратном обращении с педалью газа она уходит в заносы или в сносы
Tigar Winter G1Фрикционная шина Tigar Winter G1 – явный представитель шин для мягких европейских зим, т. е. ее характеристики в основном ориентированы на асфальт. На льду и снегу эта шина имеет низкие сцепные свойства, что и обусловило не только неважные тормозные и тяговые возможности, но и плохую управляемость в целом. Шина оказалась хороша на мокром асфальте и в борьбе со слэшпленингом.