Грязевые шины: “субъективный” тест в Америке

Компания Continental организовала очередную командировку на собственный полигон в американский Техас, причем, в этот раз мероприятие обещало быть по-настоящему “грязным”. Дело в том, что экспертам предстояло сравнить восемь комплектов шин размерности 265/75 R16, семь из которых относятся к классу MT, то есть Mud Terrain – это значит, что резина предназначена для эксплуатации на грязной местности. Кстати говоря, шины именно этой размерности пользуются наибольшим спросом у почитателей настоящего бездорожья.


Идея сравнительных испытаний экстремально-внедорожных шин пришла в голову специалистам после того, как они в очередной раз доказали, что их тяговые возможности можно оценивать не только субъективно, но также инструментально. Например, связав два автомобиля штангой со встроенным динамометром. А раз испытания в Америке, то использовать в качестве подопытных автомобилей пикапы сам автопром велел. Так, “агрегатоносителями” стали простые и надежные Nissan Frontier и Toyota Tacoma.


Для основного зачета взяли семь моделей грязевых шин:


• BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2;
• Cooper Discoverer STT;
• Hankook Dynapro MT;
• Goodyear Wrangler MT/R; • Pirelli Scorpion MTR;
• Toyo Open Country M/T;
• Yokohama Geolandar M/T+. А;
• Continental ContiCrossContact AT.

Последняя модель в списке была задействована лишь для того, чтобы понять, какова разница между грязевыми (Mud Terrain) и просто вседорожными шинами (All Terrain или AT).


После пересчета результатов с учетом коррекции (несколько раз повторялись замеры на “базовых” шинах, чтобы учитывать изменение покрытия и погодных условий) получилось, что наибольшую тягу на песке обеспечивают шины Yokohama, а худшие показатели на счету Pirelli. Но это — при обычном давлении в шинах, два бара. А если давление снизить вдвое? Ведь пятно контакта увеличивается, а давление на грунт, наоборот, уменьшается — и колеса меньше закапываются. К сожалению, на всех комплектах провести замеры не получилось: просто не хватило площади трека. Но на примере двух комплектов удалось убедиться, что этот хорошо известный любителям бездорожья метод работает. На “зубастых” шинах Yokohama при половинном давлении тяговые возможности увеличились на 27%, а на более универсальных покрышках Continental (AT) результат улучшился на целых 38%. Это, в свою очередь наталкивает на следующее: если на пути труднопроходимый участок сыпучего грунта, а в багажнике есть компрессор — нужно просто стравить воздух из колес.


Следующий вид испытаний — разгон в грязи. На лучших в этом виде испытаний шинах Hankook разогнаться до скорости 20 км/ч удалось на участке 10,9 метра, а на худших шинах BFGoodrich на разгон понадобилось без малого 19 метров.


Само собой, это результаты усредненные: на каждом комплекте шин замеры повторялись, как минимум, 12 раз. И только на шинах ContiCrossContact AT хватило трех попыток, чтобы понять: разогнаться в этой жиже до скорости 20 км/ч вообще невозможно. Один раз даже пришлось включать полный привод: иначе автомобиль просто не смог бы выбраться на сухую поверхность.


Следующее покрытие — гравий. Здесь другой подход: зная массу автомобиля и ускорение, можно вычислить тяговую силу. И делается это при пробуксовке колес в диапазоне от 9 до 60 процентов. На увешанном датчиками автомобиле пришлось выполнить 12-14 заездов на каждом комплекте шин — и после усреднения результатов выясняется, что лучше всего на гравии работают незачетные шины Continental ContiCrossContact AT. А из зачетных — Pirelli Scorpion MTR. Хуже всех на гравии показали себя корейские шины Hankook Dynapro MT.


Удивительно, что при замерах тяговых сил теперь уже на траве (методика та же) лидеры и аутсайдеры поменялись местами: лучшими стали шины Hankook, а худшими — Pirelli. Еще одна иллюстрация к тому, как сильно могут отличаться тягово-сцепные свойства одних и тех же шин на разных покрытиях.


Следующий этап был, с точки зрения водителя, самым увлекательным: езда на время по извилистой грунтовой трассе. Без нагрузки Nissan Frontier в задне­приводном варианте, да еще с отключенной системой стабилизации, превращается в очень увлекательный агрегат для выполнения заносов. А субъективные впечатления подтвердились электронным лап-таймером. Проще всего было ехать на шинах Continental и BFGoodrich — они показали лучшие результаты. А самыми медленными оказались покрышки Hankook: заносы размашистые, рулем приходилось работать в два раза сильней.


Настал черед упражнений на асфальте: замеры тормозного пути на мокром и сухом покрытиях и субъективная оценка комфорта. Тормозной путь пикапа Nissan Frontier на сухом асфальте со скорости 100 км/ч всегда превышал 40 мет­ров. На лучших в этом виде испытаний шинах Yokohama это 43,5 метра, а дальше всего, на 47,6 метра, уехали шины Goodyear. На мокром покрытии проводились замеры пути до остановки уже с 80 км/ч, но разброс результатов еще сильнее. Лучше всего автомобиль замедлялся, опять же, на шинах Yokohama (45,5 м), а самыми скользкими на воде оказались шины Toyo — 51 метр.


Если говорить о степени шумности шин, то шины Continental категории AT со своим скромным рисунком протектора, как и следовало ожидать, издают на асфальте минимум шума. И катятся мягче. Среди шин для грязи самые мягкие — Yokohama, а самые жесткие – Cooper, Goodyear и Toyo. Хуже, что на асфальте эти шины здорово гудят. Меньше других — Pirelli, а сильнее — Yokohama. Гул перекрывает и рокот мотора, и шум ветра на высоких скоростях, но, как говорится, проходимость требует определенных жертв. Кстати, именно самые шумные шины Yokohama больше всего понравились на бездорожье.


Впрочем, желающие ездить на “грязевых” шинах должны быть готовы пожертвовать не только комфортом, но и заметными суммами на топливо. Наименьшим сопротивлением качению обладают шины Hankook, а хуже других катятся шины Toyo.

Резюме и “цифры”

Шины Yokohama Geolandar M/T+
Данная модель с минимальными изменениями дизайна протектора выпускаются уже более десяти лет — и побеждает в тесте. Может, еще и потому, что они единственные среди участников имеют направленный рисунок протектора. Покрышки Yokohama хорошо себя показали в грязи и на траве, да и в песке позволяют разгоняться быстрее всего. Правда, на гравии сцепление уже не столь хорошее, да и на грунтовом извилистом треке автомобиль не всегда четко реагирует на управление. Зато на асфальте, как на мокром, так и на сухом — максимальный уровень сцепления.


Плюсы:

• Сцепные свойства на песке;
• Сцепные свойства в грязи и на траве;
• Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте.

Минусы:

• Повышенная шумность.

Шины Pirelli Scorpion MTR
Самые эффектные шины, с точки зрения внешности и названия. В грязи они особенно хорошо идут с пробуксовкой: увеличение оборотов двигателя почти всегда приводит к разгону и повышает шансы миновать трудный учас­ток. Но на траве и на песке возможности ограничены. На асфальте сцепные свойства умеренные, а вот показатели комфорта — выше среднего уровня: например, это самые тихие шины класса Mud Terrain.


Плюсы:

• Сцепные свойства в грязи и на гравии;
• Управляемость на грунтовой трассе;
• Акустический комфорт.

Минусы:

• Сцепные свойства на песке и на траве.

Шины Hankook Dynapro MT
Корейские шины обеспечили лучший разгон и в грязи, и на свежей траве. Хотя по субъективным впечатлениям эти покрышки дополнительной уверенности в грязи не дают: при увеличении оборотов темп разгона почти не меняется. А по гравию на этих шинах лучше не гонять: гребут хуже всех, да и поведение автомобиля на грунте, усыпанном мелкими камушками, держит водителя в напряжении. Машина плавает на прямой и неохотно заходит в повороты. На мокром асфальте покрышки работают хорошо и радуют приемлемой плавностью хода. А минимальное сопротивление качению среди шин класса Mud Terrain позволит сэкономить на топливе.


Плюсы:

• Сцепные свойства в грязи и на траве;
• Сцепные свойства на мокром асфальте;
• Низкое сопротивление качению.

Минусы:

• Сцепные свойства на гравии;
• Управляемость на грунте.

Шины Goodyear Wrangler MT/R
Особенность этих шин — усиленный кевларом каркас (пара-амидное волокно высокой прочности на разрыв). Теоретически это должно снижать вероятность повреждений при движении по камням и лесным дорогам. Возможности асимметричных шин Goodyear на бездорожье — на среднем уровне. На гравии тяговые возможности также умеренные, хотя управляется автомобиль классно. Очень легко контролировать скольжения и проходить повороты в эффектном управляемом заносе.


Плюсы:

• Сцепные свойства в грязи;
• Управляемость на грунтовой трассе;
• Сцепные свойства на мокром асфальте.

Минусы:

• Низкая плавность хода;
• Высокое сопротивление качению.

Шины Toyo Open Country M/T
Шины неплохо проявили себя на бездорожье — особенно в грязи. На песке и на гравии тяговые возможности скромнее, а на трассе управляемости пару раз приходилось корректировать занос, вращая руль до упора. И на асфальте сцепления не хватает — особенно на мокром. Это одни из самых жестких шин в нашем тесте, и при этом они заметно тяжелее остальных и сильнее сопротивляются качению. О том, что эти шины не для асфальта, косвенно свидетельствует и индекс скорости: в отличие от остальных покрышек.


Плюсы:

• Сцепные свойства в грязи.

Минусы:

• Низкая плавность хода;
• Низкие сцепные свойства на мокром асфальте;
• Большая масса;
• Высокое сопротивление качению.

Шины Cooper Discoverer STT
Несмотря на то, что полигон компании Cooper Tires расположен лишь в 100 км от того места, где проводились испытания, “родная” обстановка не способствовала. На траве и на песке шины худо-бедно гребут, но в грязи автомобиль на шинах Cooper отказывается интенсивно разгоняться. И на грунтовой трассе управляемости не удалось показать хорошее время: из-за резких срывов в скольжения. На мокром асфальте тормозные свойства посредственные, на сухом — немногим лучше. И по комфорту эти шины в аутсайдерах: подробно пересчитывают все стыки асфальта. Далеко не лучший вариант внедорожных шин.


Плюсы:

• Средние сцепные свойства на гравии и на траве.

Минусы:

• Низкие сцепные свойства в грязи;
• Низкие сцепные свойства на мокром асфальте;
• Низкая плавность хода.

Шины BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2
Над шинами BFGoodrich в последние годы засиял нимб спортивной славы: на них одерживают победы и в классическом ралли, и в ралли-рейдах. На извилистой грунтовой трассе именно на этих шинах удалось показать лучшее время (если не брать в расчет внезачетные шины Continental). Автомобиль четко идет по траектории, плавно начинает скользить. Неплохие сцепные свойства — и на песке, и на гравии. Но в грязи шины BFGoodrich проигрывают конкурентам — и именно это стало причиной низкого положения в итоговом рейтинге. Хорошие шины для скоростной езды по грунтовым дорогам, но для ползания по грязи не годятся.


Плюсы:

• Управляемость на грунтовой трассе;
• Средние сцепные свойства на песке и на гравии.

Минусы:

• Низкие сцепные свойства в грязи;
• Низкие сцепные свойства на мокром асфальте;
• Высокая цена.

Шины Continental ContiCrossContact AT
Эти покрышки были включены в программу теста вне зачета для того, чтобы продемонстрировать принципиальные отличия более универсальных вседорожных покрышек класса AT. На грязевом участке автомобиль в заднеприводном варианте не смог набрать нужные для замера 20 км/ч. Зато в остальных дисциплинах шины с менее агрессивным и не столь глубоким рисунком протектора показали очень достойные результаты. На гравии покрышки Continental и вовсе лучшие. А удивительно то, что на асфальте шины Continental уступили нескольким моделям основного зачета. То есть вовсе не факт, что на асфальте шины класса MT однозначно проигрывают покрышкам AT.


Плюсы:

• Низкое сопротивление качению;
• Комфорт;
• Управляемость на грунтовой трассе;
• Сцепные свойства на песке и гравии.

Минусы:

• Крайне низкие сцепные свойства в грязи;
• Низкие сцепные свойства на траве.