Испытание стальных колесных дисков

Несмотря на то, что отечественный рынок автомобильных дисков пестрит великим разнообразием продукции, стальные изделия до сих пор не утратили свою популярность. Все дело в том, что они гораздо дешевле своих более высокотехнологичных аналогов. Поэтому экспертная группа решила, что весьма актуально будет подвергнуть тесту несколько стальных колес, выпускаемых для автомобилей ВАЗ с передним приводом, на прочность и устойчивость к коррозии. Для проведения испытания в специализированных точках продажи были куплены шесть различных моделей стальных дисков диаметром 13 дюймов, которые изготовлены для переднеприводных машин родом из Тольятти. Кроме стандартных вазовских изделий в перечень испытуемых вошел продукт КрКЗ, привезенный из Кременчуга, Украина. Их можно считать идентичными стандартным, за исключением лишь другой маркировки и наличием белой эмали на поверхности вместо серого цвета. Еще две модели - Mefro и Kronprinz немецкого производства. Также были приобретены австрийские диски KFZ и изделия марки Asterro, которые выпускает завод в Узбекистане, принадлежащий российско-британскому предприятию. Вместе с 13-дюймовыми аналогами в программу испытаний были включены также 14-дюймовые тольяттинские изделия, т. к. они зачастую устанавливаются не только на родную “десятку”, но и на другие модели. Также нужно сказать, что все диски покупались парами. Прежде всего, диски были подвержены тесту на взвешивание, в результате которого выяснилось, что наиболее легкими являются вазовские 13-дюймовые диски, а самыми тяжелыми – 14- дюймовые и узбекское изделие Asterro. После этого при помощи специально стенда диски испытали на степень биения посадочной поверхности в радиальном и торцевом направлениях. Результаты почти для всех дисков оказались приемлемыми, за исключением КрКЗ, которые показали значительное биение в обоих направлениях. Это свидетельствует о том, что диск украинского производства будет труднее всего балансировать. Был также измерен один из важнейших геометрических параметров – вылет колеса. Как оказалось, вылет всех дисков остался в пределах, которые рекомендует АвтоВАЗ для своей переднеприводной продукции – 35-40 мм. Лишь 14- дюймовые изделия обладают вылетом колеса в 35 мм, что обусловлено конструкцией тормозных суппортов 16-клапанного ВАЗ. Дальнейшие испытания заключались в следующем: на одном представителе каждой пары дисков эксперты сделали глубокую царапину до металла и отправили на 6 в соляную камеру. Данный срок в подобных условиях для стали соизмерим с эксплуатацией в течение пяти лет. Но специалисты решили разделить пополам эту условную “пятилетку”. По истечении половины срока колеса извлекали из соляной ванны и подвергали ряду нагрузок. Во-первых, диски за заднюю кромку зафиксировали на вращающейся планшайбе, а к местам болтов прикрепили ось, к которой приложили изгибающую нагрузку. Учитывая, что планшайба совершила два млн. оборотов со скоростью 680 об/мин и под нагрузкой в 950 Нм, выходит, что колесо условно проехало 12 тыс. км в крутом повороте при нагруженном автомобиле, что вызывает колоссальную усталость металла. Такой подход позволил добиться гораздо более эффективного старения колеса, т. к. на лакокрасочном покрытии образуется множество микротрещин и коррозия получает больше доступа к металлу. По окончанию выполнения “изгиба с вращением” диски вновь поместили в соляную камеру на оставшуюся часть срока. По истечению нескольких недель некоторые диски были в плачевном состоянии. Тольяттинские 13- дюймовки, например, покрыла жуткая коррозия, вследствие чего краска попросту вспучилась и осыпалась. 14-дюймовые колеса и Asterro более достойно выдержали “отсидку” в соляном тумане, но все же в некоторых местах были покрыты пятнами коррозии. Достаточно хорошую оценку получили диски из Германии – Kronprinz, Австрии – KFZ и Украины – КрКЗ. Наиболее устойчивым к коррозии оказался диск Mefro, о проведении двух месяцев в соляной ванне которого свидетельствовало лишь небольшое помутнение пака. Что касается финального испытания, то им был традиционный тест на прочность в качестве знакомого всем косого удара. Данное испытание имитирует удар колеса о бордюр или камень, что может произойти при уходе автомобиля в занос. Главное требование при таком тесте заключается в том, чтобы деформация диска не привела к разгерметизации бескамерной покрышки и управляемость автомобиля сохранилась. Сила удара приходится по шине и по закраине диска, причем, тесту были подвержены как состарившиеся, так и новые колеса, после чего результаты сравнивались. Следует отметить, что все колеса прошли это испытание успешно, т . е. без разрушений и критичного падения давления воздуха. 14-дюймовый диск оказался самым устойчивым, пройдя тест практически без деформации. Однако стоит задаться вопросом, настолько ли хорошо, когда диск достаточно жесткий. По мнению специалистов, колесо должно обладать определенной степенью мягкости, чтобы иметь возможность поглощать энергию удара. Ведь в результате столкновения с бордюром или камнем колесо может остаться не поврежденным, зато элементы подвески и рулевого управления разрушатся. Два предельных повреждения диска Поэтому наиболее жесткие колеса – 14-дюймовые из Тольятти и KFZ из Австрии больше подходят для автомобилей с модифицированной энергоемкой подвеской. Владельцы же стандартных Ваз могут со спокойной душой использовать все остальные диски, поскольку они оказались более податливыми к силовому воздействию. Диск 13“ (Тольятти, Россия) 5Jx13 H Диск 14“ (Тольятти, Россия) 5Jx14 H2 КрКЗ (Кременчуг, Украина) 5Jx13 H2 Asterro (Фергана, Узбекистан) 5,5Jx13 HX Mefro (Германия) 5Jx13 H2 KFZ (Австрия) 5Jx13 HВ Kronprinz (Германия) 5Jx13 H2