Испытания шипов противоскольжения


В роли инициатора проведения теста данных изделий выступила финская фирма Turvanasta. Также эту идею активно поддержал известный производитель шин Michelin, предоставив свои Michelin Ivalo 2 размерности 195/65R15. Кстати говоря, французская компания много и тесно сотрудничает со многими производителями шипов.

Итак, в качестве места проведения испытания был выбран заполярный полигон Test-World в Финляндии, а компания Turvanasta подготовила и обкатала семь комплектов одинаковых шин: с одно-, двух- и трехфланцевыми шипами разных производителей - французских Ugigrip, немецких Sitek и, конечно, со своими. Главная задача экспертов заключается в том, чтобы определить зависимость сцепных свойств от величины выступа шипов над протектором, оценив сильные и слабые стороны разных шипов.

Особенностью шин Michelin Ivalo 2 является то, что еще на стадии изготовления в них отливаются специальные гнезда под шипы. Именно поэтому для теста различного рода шипов противоскольжения были выбраны эти покрышки.

Серия испытаний выполняется по известной всем стандартной методике, за тем исключением, что разгон осуществляется в двух вариантах: с использованием противобуксовочной системы и наиболее эффективный, торможение - с АBS и с блокировкой колес. Также нельзя было пренебречь испытанием “ледяной круг”, на грани скольжений и с буксованием. Ну и естественно, были подвержены оцениванию управление разгоном, торможением и традиционную управляемость. Заезды выполнялись исключительно на ледяной поверхности, а в качестве испытуемых автомобилей выступили Alfa Romeo 156 Sport Wagon 2,0 JTS.

Почему был выбран именно полигон Test-World? Все дело в том, что именно здесь удается создать наиболее неблагоприятные для зимней резины погодные условия. Забегая вперед, хочется отметить, что различие сцепных свойств одних и тех же шин, но с разными шипами доходило до 10% - порой покрышки разных производителей ближе друг к другу.

Шипы однофланцевой конструкции

В народе эти шипы нарекли “гвоздиками”, благодаря их весьма незатейливой конструкции, которая разработана таким образом, что каждые лишние 0,1 миллиметра выступания их из шины улучшают сцепные свойства на 2-4%, в разумных пределах, конечно же.

Увеличение выступа идет на пользу разгону, но с торможением дела обстоят несколько по-иному. Прирост с 1,44 мм до 1,60 даже при использовании ABS практически не дает эффекта (улучшение сцепных свойств менее 1%). Однако после преодоления этого значения тормозной путь юзом резко увеличивается на 10%. Удивляться в данном случае не стоит, поскольку высоко торчащие шипы сильно наклоняются, что приводит к ухудшению к боковых сцепных свойств шины на грани скольжения. Пределом обеспечения оптимальных сцепных свойств является высота 1,44 мм, но если владелец намерен максимально долго сохранить шипы на колесах своей машины, то наиболее приемлемой станет выступание шипа на 1,32-1,35 мм. В качестве эксперимента было решено установить высоту шипа на 1,60 мм, в результате чего 50 шипов попросту были потеряны.

Шипы двухфланцевой конструкции

По сравнению с вышеупомянутыми “гвоздиками”, двухфланцевые шипы оказали эффективнее на 1-4%. Примером тому послужили шипы Sitek с выступом 1,35 мм, эффективность которых оказалась явно выше однофланцевого аналога с выступанием в 1,45 мм.

Двухфланцевые отличаются тем, что им не свойственна ярко выраженная зависимость сцепных свойств от величины выступа. В данном случае гораздо большее зависит от конструктивных особенностей изделия, таких как материалы и конфигурация. Предельное выступание - 1,5-1,6 мм, но вряд ли оно целесообразно, поскольку практически не способно повлиять на сцепные свойства. Разумный предел - 1,30-1,40 мм.

Что касается высоты выступания шипа на срок его эксплуатации, то степень потери шипов зависят не столько от величины выступа, сколько от их конструкции. Например, шипы Sitek при высоте в 1,35 мм остались на мете, а Ugigrip было потеряно четыре штуки, а вот Turvanasta при выступе 1,53 мм вообще не потеряла ни одного.

Значение стабильности выступа двухфланцевых шипов несколько уступает изделиям однофланцевой конструкции – их характеристики слегка улучшаются в начальный период эксплуатации.

Шипы трехфланцевой конструкции

С конструктивной точки зрения трехфланцевые шипы считаются наиболее сложными и дорогостоящими, а предназначены они для низкопрофильных шин мощных автомобилей.

Обладая отличными сцепными свойствами при разгоне и торможении, шины с такими шипами позволяют надежно удерживать автомобиль на дороге в начальной фазе скольжения. Шипы отличает высокая стабильность - за время испытаний их высота практически не изменилась. Лишним будет упоминать, что эффективность таких шипов в полной мере зависит от особенностей их конфигурации и материалов. Помимо всего прочего, они надежно держатся в покрышке и способны обеспечить наиболее высокую стабильность сцепных свойств.

Итоги

Так, в ходе теста было выяснено, что конструктивные особенности шипов и их выступание над протектором существенно влияют на сцепные свойства зимних шин. Хорошая шипованная шина представляет собой тщательно сбалансированный комплекс, легко разрушаемый неподходящими шипами. Например, дешевые однофланцевые, вместо предусмотренных двухфланцевых, значительно ухудшат сцепные свойства шины. Именно по этой причине большинство производителей зимних шин сейчас берут ошиповку в свои руки, либо осуществляют постоянный контроль процесса.