Как сохранить оптимальные параметры нештатного колесного диска
Перед автовладельцами, которые намерены установить на свой автомобиль литые колесные диски, возникает одна серьезная проблема, связанная с тем, что в продаже, как правило, предлагаются детали с отличающимися геометрическими характеристиками. Вопрос заключается в том, можно ли их устанавливать, и чем это чревато.
Диски, изготовленные из легких сплавов, обладают, как достоинствами, так и недостатками. Они выполняются в разнообразном дизайне, что придает внешности автомобиля индивидуальности. легкие диски уменьшают вес неподрессоренных элементов ходовой, поэтому подвеска вместе с колесами более точно “отслеживает” дорожные неровности, соответственно, лучше сохраняется контакт колеса с дорогой. Однако если неправильно подобрать колесные диски, это приведет к ухудшению поведения машины на дороге. Главный критерий выбора колес заключается в понимании их геометрических характеристик, которые зашифрованы в маркировке.
Геометрия – на что она влияет?
От ширины и посадочного диаметра диска зависит то, какой размер шины необходимо использовать. Производители покрышек допускают отклонения по ширине диска в пределах ±0,5 дюйма (реже – до 1 дюйма).
Прибегать к установке на автомобиль диска большего размера часто допустимо лишь в тех случаях, если применяется резина с более низким профилем (например, вместо 175/70 R13 – 175/65 R14). Это необходимо для сведения к минимуму увеличение наружного диаметра колеса, в противном случае колесо может задевать за колесную арку. Также нельзя забывать о том, что спидометр и одометр откалиброваны под определенный диаметр колес.
Допустимое отличие диаметра окружности, на которой расположены отверстия под болты, – не более десятых долей миллиметра. Если оно больше, правильно закрепить диск будет сложно, так как понадобится его центровка попеременной затяжкой болтов (гаек). Если диаметр центрального отверстия не соответствует требуемому значению, диск попросту не наденется на ступицу. Правда, в случае с меньшим отверстием его диаметр можно увеличить посредством расточки, но доверять выполнение данной процедуры необходимо исключительно профессионалам, т. к. здесь требуется высокая точно. Что касается дисков с большим диаметром, то для них можно использовать центровочные кольца, которые нередко поставляются в комплекте с самими дисками.
Вылет диска, как определяющий фактор
Термин “вылет” настраивает на то, что колесо выступает наружу. В действительности, при увеличении вылета колесо сдвигается к середине автомобиля (больше прячется внутрь колесной ниши), а при уменьшении – выдвигается наружу. Данный показатель в сочетании с шириной диска оказывает влияние не только на возможность размещения диска на штатной колесной нише, но также на некоторые характеристики автомобильной подвески, такие как ход колеса, его радиус поворота и плечо обкатки (ПО). Это, в свою очередь, сказывается на управляемости машины.
Главная проблема при установке колесных дисков с вылетом, отличающимся от штатного значения, заключается в изменениях в работе рулевого управления, подвески и автомобиля в целом, что связано с иным значением плеча обкатки – расстояния от линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой до точки пересечения с ней оси поворота колеса. Если точка пересечения оси поворота колеса с дорогой находится с внутренней стороны от плоскости вращения колеса, то считается, что плечо обкатки положительное, если с наружной – отрицательное. Значение плеча обкатки оказывает влияние на усилие на рулевом колесе и курсовую устойчивость автомобиля. Изо всего сказанного выше следует вывод, что максимальное значение, на которое вылет отличается от штатного, не должно превышать пять миллиметров.
Другие достоинства и недостатки
Применение дисков с уменьшенным вылетом приводит к увеличению колеи, что положительным образом сказывается на устойчивости автомобиля и качестве выполнения маневров. Так как общий ход колеса при равных размерах рычагов и пружин подвески немного увеличивается, несколько повышается комфортность. Уменьшение массы колеса позволяет улучшить динамические характеристики автомобиля, а также несколько сократить расход топлива в различных режимах езды.
Но чрезмерно выступающие из колесных арок покрышки будут забрасывать боковину кузова и боковые стекла грязью. Кроме того, углы поворота управляемых колес уменьшатся, поскольку шины попросту задевают колесные арки. Также увеличенной нагрузке подвергаются ступичные подшипники и элементы подвески, что уменьшает их эксплуатационный ресурс.
Увеличение вылета приводит к смещению колеса внутрь арки. Как результат, диск может упереться в тормозной суппорт или детали подвески, и колесо просто не встанет на место. В том случае, когда его все же удается установить, колея будет уменьшена, что не лучшим образом скажется на устойчивости автомобиля и опять же, при маневрировании на предельных углах поворотов колес шины будут задевать подкрылки или детали подвески.
Какие диски покупать?
Для того чтобы придать автомобилю не только эстетически привлекательный внешний вид, но также обеспечить ему максимальную безопасность, лучше не злоупотреблять шириной диска и уменьшенным вылетом. Как бы то ни было, соблюдение мер предосторожности подразумевает проведение основательного тест-драйва новых дисков, дабы оценить изменения в поведении автомобиля.
Литые или кованые?
Процесс изготовления легкосплавных дисков предполагает использование одного из двух основных способов:
• методом горячей объемной штамповки:
• литьем под низким давлением или с противодавлением с последующей механической обработкой.
В немалой степени на массу любого легкосплавного диска влияет то, в каком дизайне он выполнен. Но в большинстве случае кованые диски обладают лучшей прочностью и меньшей массой.
Плюсы и минусы разнотипных колесных дисков
Стальные штамповочные диски:
• Плюсы – невысокая стоимость и возможность восстановления геометрии после деформации;
• Минусы – однообразный дизайн и большая масса диска.
Литые диски из легких сплавов:
• Плюсы – большой выбор, с точки зрения дизайнерского исполнения, меньший, по сравнению со стальными дисками, вес и стоимость, меньшая, по сравнению с коваными изделиями;
• Минусы – низкая механическая прочность, более высокая стоимость, чем у стальных изделий и необходимость использования специальных крепежных болтов увеличенной длины.
Кованые диски из легких сплавов
• Плюсы – самая малая масса и прочность, не уступающая стальным дискам;
• Минусы – высокая стоимость и меньшее разнообразие дизайна, по сравнению с литыми дисками.