Разболтовка колесных дисков

Внешний вид автомобиля с колесным дисками, выполненными в оригинальном или эксклюзивном дизайне, смотрится значительно более эффектно, по сравнению с машиной, владелец которой не может похвастать такими дисками. У многих автомобилистов, заметивших на дороге такой автомобиль, сразу же возникает мысль прикупить себе такие же диски. Безусловно, наличие стремления автомобилиста к модернизации внешнего вида своего “железного коня” похвально. Однако любые новшества, применяемые к автомобилю, не должны худшим образом сказываться на технической части машины и безопасности передвижения. Исходя из сказанного выше, оригинальные колесные диски, призванные украсить машину, следует устанавливать на автомобиль только в том случае, если они соответствуют определенным техническим характеристикам. Одной из основных технических характеристик является так называемая разболтовка диска – именно о ней будет идти речь в данной статье. Однако говоря о разболтовке, нельзя не упомянуть о маркировке колесных дисков. При изготовлении любых колесных дисков производители используют стандартную маркировку. Необходимо отметить, что стандарты маркировки дисков являются одинаковыми и для штампованных дисков, и для литых. В качестве наглядного примера разберем следующую маркировку: 5,5Jx16H2 ET30 PCD: 5/112 d 66.6. Новичку-автомобилисту данная маркировка зачастую ровным счетом ничего не скажет. А опытный водитель в данной маркировке прекрасно разберется и скажет следующее: • значение “5” – ширина диска, указанный в дюймах; • значение “16” – диаметр диска (в дюймах); • значение “5/112” показатель разболтовки диска; • значение “ET 30” – вылет диска (в миллиметрах).

Что такое разболтовка колеса

Итак, возвращаясь к приведенному выше примеру маркировки, следует сказать, что показатель разболтовки диска составляет 5/112. Первая цифра, находящаяся перед знаком дроби (в данной случае – 5), показывает число крепежных болтов на диске. Вторая цифра, находящаяся после знака дроби (в данном случае – 112), показывает диаметр окружности расположения крепежных болтов. Данный диаметр имеет свой стандарт и свое международное название – Pitch Circle Diameter. Именно первые буквы из этого названия использованы для аббревиатуры PCD.

Вылет колесного диска

Значение вылета колесного диска в приведенном примере составляет 30 миллиметров. Таким образом, зазор, имеющийся между центром ширины диска (условно – “плоскость 1”) и приволочной плоскостью (условно – “плоскость 2”), равняется 30 мм. Вылет колесного диска с нулевым значением достигается в том случае, когда указанные плоскости (“плоскость 1” и “плоскость 2”) полностью совпадают. Немецкие компании-изготовители колесных дисков для обозначения вылета используют буквенное значение “ET”. В приведенном выше примере вылет диска является положительным и имеет следующее обозначение – УЕ30. Обозначение отрицательного вылета выглядит следующим образом – ET-30. Т.е. между “ET” и цифрой “30” имеется дефис. Французские производители колесных дисков обозначение вылета выводят следующим образом – DEPORT. В подавляющем большинстве других стран, как правило, используется английское обозначение – OFFSET. Как разболтовка автомобильного колеса, так и его вылет, относятся к наиболее весомым факторам, нуждающимся в обязательном учете при монтаже новых дисков. К примеру, отрицательное значение вылета становится причиной того, что колесный диск начинает выступать наружу и из-за этого, к примеру, на повороте он начинает упираться в арку. Если вылет положительный, то диск преимущественно находится внутри. Приобретение колесного диска без учета соответствия с вылетом чревато тем, что его попросту будет невозможно установить, так как элементы и узлы подвески будут этому всячески препятствовать.

Разболтовка колесных дисков – как ее определить

Нередко автомобилисты задаются вопросом о том, как определить разболтовку колесных дисков самостоятельно. Первый параметр (перед знаком дроби) определяется крайне – просто невооруженным глазом. Для этого достаточно пересчитать количество болтов. Но что касается упомянутого диаметра окружности их размещения (PCD – Pitch Circle Diameter), то его определить довольно сложно. На сегодняшний день в сети интернет представлена масса способов определения, которые были разработаны, как специалистами, так и любителями. Среди этого многообразия можно порекомендовать воспользоваться самым простым и наиболее понятным способом определения диаметра размещения крепежных болтов на колесном диске. В качестве наглядного примера можно воспользоваться приведенным изображением. Первым делом следует озадачиться определением величины A. Для этого нужно измерить с помощью штангенциркуля расстояние между стенками расположенных по соседству отверстий. К полученному результату нужно прибавить величину диаметра самого крепежного отверстия. Эти измерения и вычисления позволят определить расстояние между центрами отверстий, расположенных по соседству. Если на колесном диске три отверстия, то следует использовать первую формулу, приведенную на рисунке. Если на диске 4 отверстия, то используется 2-ая формула. Если же на колесном диске пять отверстий, то нужно воспользоваться третьей формулой. В результате измерения и вычислений будет определена величина B, которая и является искомым PCD. Разболтовка колесного диска – это тот самый фактор, который иногда прямо, а иногда косвенно влияет на безопасность передвижения. И именно по этой причине пренебрегать разболтовкой колесных дисков крайне опрометчиво. Колесо, монтаж которого осуществлен без учета (с отклонениями в ту или иную сторону) разболтовки колесных дисков, в большинстве случае оказывается установленным неточно по оси. В результате этого не достигается необходимый уровень затяжки. Визуально выявить отклонения от нормы невозможно. Однако во время эксплуатации автомобиля биение колеса будет повышенным. Следствием этого станут повреждения рулевого механизма и элементов подвески. Помимо прочего, отклонения от нормы чреваты откручиванием колеса при передвижении. Последствия в этом случае могут быть самыми плачевными. Часто встречаются случаи, когда автовладельцы осуществляют подгонку разболтовки колесных дисков своего автомобиля под новые диски, имеющих диаметр (PCD) больше штатного, т.е. предусмотренного автопроизводителем. Для монтажа часто применяются центровочные кольца. Метод этот весьма и весьма спорный: у него есть и свои противники, и свои сторонники. В случаях подобного рода рекомендуется придерживаться следующего принципа: если не существует единогласного мнения относительно вопросов, которые непосредственно связаны с безопасностью передвижения, то от экспериментов лучше воздержаться. В настоящее время на рынке реализуются стальные, литые и кованые диски. Большая популярность стальных дисков объясняется их невысокой ценой и наличием возможности в дальнейшем выполнить рихтовку. Рихтованием обеспечивается стойкость стальных дисков к разрушающему воздействию ударов, от которых они не лопаются. Значение разболтовки стальных колесных дисков должна соответствовать норме, предусмотренной производителем автомобиля. Если говорить о литых дисках, то они отличаются легкостью, которая и является их главным и, пожалуй, единственным преимуществом. Весомый недостаток литых дисков заключается в том, что они больше всего подвержены коррозии, от которой не спасет даже специальное дорогостоящее покрытие. Разболтовка вновь приобретенных литых дисков обязательно должна укладываться в штатную норму, которая указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Кованые диски отличаются прочностью и жесткостью. При ударах они не склонны лопаться, практически не подвержены коррозии. Кованый диск, который в силу тех или иных причин деформировался, легко отремонтировать. Разболтовка колесных дисков, вне зависимости от их материала и дизайна, должна соответствовать норме. Таким образом, выбор дисков должен осуществляться не только с учетом их легкости и прочности, но и с учетом соответствия норме, которая предусмотрена производителем транспортного средства. В завершение статьи хочется добавить, что стремление владельца сделать свой автомобиль более оригинальным и привлекательным только приветствуется. Но нужно помнить, что правильная разболтовка колесных дисков, которая в немалой степени выступает гарантом безопасности водителя, пассажиров и окружающих людей, несомненно, является более весомой, чем создание оригинального дизайна, который выполнен с нарушениями разболтовки.