Колесные диски с пометкой “Off-Road”: что о них нужно знать

Многие водители, будучи счастливыми обладателями внедорожного автомобиля, стараются устанавливать на него легкосплавные колесные диски, которые представлены на отечественном рынке в достаточно широком ассортименте. При этом главный критерий, на который чаще всег обращают внимание – это дизайн колеса. Однако следует понимать, что руководствоваться нужно далеко не только внешним видом товара.


Как известно, по способу изготовления колесные диски для внедорожников могут быть разделены на три основных вида: стальные штампованные, легкосплавные литые и кованые.


Стальные диски Off-Road
Колесные диски из этой категории являются самыми дешевыми и простыми в производстве. Их обод прокатывается из стальной ленты и приваривается к штампованному стальному диску. Подобные модели колес, как правило, устанавливаются на крупных заводах автомобилей. Несомненным преимуществом таких колес является возможность выполнения правки, если колесо вдруг помялось по причине наезда на препятствие, а также то, что эти изделия сминаются, но не ломаются.


Недостатками таких колес является большая масса и низкие показатели коррозионной стойкости. Кроме того, их внешний вид, обычно, оставляет желать лучшего. В настоящее время специализированные компании производят диски из специальных сталей, которые выгодно выделяются в отношении дизайна и имеют меньший вес в сравнении со стандартными вариантами, но и стоимость немного выше.


Литые диски Off-Road
Технология производства литых колесных дисков подразумевает использование алюминиевых или магниевых сплавов. Основными их преимуществами является небольшой вес (приблизительно на 15-30% ниже, чем у стальных моделей), высокие характеристики прочности и коррозионной стойкости. К сожалению, поверхность алюминиевых колес покрывается оксидной пленкой, которая ухудшает их внешний вид. Поэтому литые внедорожные диски обрабатываются несколькими слоями прочного лака, отличающегося стойкостью к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.


Основные недостатки, которыми обладают литые колеса - это высокая стоимость и невозможность произвести восстановление в случае, если они были смяты после наезда на препятствие. Более того, литой металл не обладает направленной кристаллической структурой, вследствие чего приходится делать колеса толще, для обеспечения требуемой механической прочности.


Кованые диски Off-Road
Колесные диски, известные, как “кованые”, производятся по технологии горячей штамповки из магниевых и алюминиевых сплавов. Их преимуществами являются небольшой вес, высокие характеристики прочности и жесткости, а также очень высокие показатели коррозионной стойкости. Им не требуется дополнительная защита поверхности. В случае наезда на препятствие кованое колесо будет сминаться, но не разрушаться, и в нем не будут образовываться трещины. Во время ковки структура металла получается волокнистая, и во время изготовления можно задавать необходимое направление волокон, благодаря чему изделию придается необходимая прочность. Кованые колеса имеют массу в 1,5-2 раза меньше, чем стальные при тех же размерах.


Основными недостатками кованых колесных дисков считается высокая стоимость. Из-за особенностей производства внешний вид кованых колес не такой представительский, как литых.

Ширина дисков Off-Road и особенности подбора

Определение “правильной ширины” внедорожного колесного диска является одним из важнейших критериев их выбора. При всем этом, по такому параметру, как ширина, колесные диски для езды Off-Road разделяют на три типа:

Стандартный – “правильная” ширина диска указана в технической документации к шине. Если нет документации, то обычно ширина диска должна быть равна примерно 80% реальной ширины шины (т.е для шины шириной 12.5" следует приобретать диск шириной 10").

Скоростной – чем уже диск по сравнению с одетой на него шиной, тем хуже управляемость автомобиля при скоростном движении и движении по твердым покрытиям. Поэтому для гонок следует выбирать диски шириной не менее 80% (80-95%) от ширины покрышки.

Внедорожный – ширина диска составляет примерно 60% от заявленной ширины шины (т.е. для шины шириной 12.5" следует приобретать диск шириной 8").

Для таких пропорций существуют, как минимум, две значимые причины:


Первая: на соревнованиях и других внедорожных мероприятиях для движения по песку, грязи, болоту и т.п. давление в шинах снижают до нескольких десятых атмосферы. Колеса при этом предпочитают часто разбортовываться. Принято считать, что при более узком диске край шины с большей силой, чем на широком, давит на обод диска, тем самым шина не слетает при более низком давлении. Это конечно верно, но совсем не до такой степени. Реально все определяется профилем бортика диска, шины, геометрией их контакта и мастерством водителя, конечно. Ну а для большей гарантии от неразбортирования следует приобретать бедлоки.


Вторая: на большинстве шин (кроме Bogger и некоторых других) их ширина (измеряемая по "щекам" боковин) больше, чем ширина контактной части протектора. Соответственно одевая такие шины на более узкие диски, уменьшают выпирание боковин и тем самым слегка увеличивают "зубастость" боковых грунтозацепов. А также немного уменьшают поперечное сечение колеса, а значит и сопротивление всякой жиже при движении в глубокой колее и т.п.


Однако надо заметить, что на более широких дисках пятно контакта шины при низком давлении все-таки больше, чем на узких. А этот параметр важен при езде по болотам и мягким грунтам.