Колесные диски Vianor – финское качество родом из Китая
Компания Nokian располагает сетью фирменных шинных центров Vianor, что переводится с латыни, как “Северный путь”. Теперь под этим брендом начали продавать легкосплавные колеса, которые выпускаются, как ни странно, в Китае. И тут у многих может возникнуть вполне резонный вопрос: неужели такие придирчивые финны удовлетворены качеством производимой в Китае продукции? Для того чтобы выяснить, отечественные журналисты на завод Wanfeng Auto Wheel, расположенный в трехстах километрах к юго-западу от Шанхая в провинции Чжэцзян.
Вначале нельзя н6е отметить, что Шанхай действительно производит неизгладимое впечатление, до тех пор, пока не приходится свернуть с центральных улиц. Именно там блеск бизнес-центров сменяет нищета лачуг. Но главный вопрос, что скрывается за пышным, словно императорский дворец, фасадом заводоуправления Wanfeng Auto Wheel.
Как выяснилось, это лишь одна из составляющих огромного холдинга, производящего помимо колес еще и клапанные крышки, ступицы рулевых колес и другие литые детали, а также оснастку для литейного производства, металлорежущие станки и другое производственное оборудование. На сегодняшний день холдинг Wanfeng Auto входит в сотню ведущих компаний Поднебесной. А начиналось все, как маленькое предприятие семьи Чен в 1982 году (подобно отечественным кооперативам конца восьмидесятых), когда в Китае был одобрен закон о предпринимательстве.
Франк Чен, нынешний глава семейного клана, а заодно и президент Wanfeng Auto Wheel, с улыбкой вспоминает, как десять лет назад никто из его братьев не верил в успех затеи с колесами — они ведь занимались станкостроением. Но в сентябре 2001 года были отлиты первые диски, через два месяца открыт завод в портовом городе Вэйхае, а еще через два с половиной года — в Нинбо. Сначала колеса под брендом ZCW шли только в местные магазины запчастей, а уже в том же 2001 году был подписан первый контракт на конвейерные поставки колес на китайский завод Peugeot-Citroen. И с каждым годом список клиентов-автогигантов только расширялся: Hyundai-Kia, General Motors, Toyota, Volkswagen и т. д. В 2006 году Wanfeng Auto Wheel даже начал поставки колес на конвейеры BMW, как утверждает Франк Чен, в том числе и в Германию — настолько высоким было качество.
Экскурсию по производственным мощностям для российских специалистов проводил представитель руководства тольяттинской фирмы “Слик”, прославившейся своими коваными колесами, в том числе и для автомобилей Кубка Лада и Lada Revolution. Интересно, а причем же тут “Слик”? Все дело в том, что именно в Тольятти финнами был заказан дизайн колес Vianor. Правда, партнерство между Nokian и “Слик” в настоящий момент ограничивается пока только этим проектом.
По словам временного “провожатого”, из предложенных тольяттинцами 50 вариантов дизайна финны отобрали семь. Китайцам же предстояло работать с готовым рисунком, оптимизируя радиусы сопряжений и проверяя колесо на прочность. На компромиссы они не идут: проблема все равно выявится этажом ниже — там беговые барабаны, станок для испытаний изгибом во время вращения и гидромолот, удар которого имитирует стандартный наезд на бордюр на скорости 60 км/ч под углом 30°.
На экранах вертятся трехмерные модели колес: зоны концентрации напряжений обозначены красным. А рядом с монитором у каждого инженера лежат бумажные чертежи, справочные таблицы и калькулятор. Как не вспомнить залы вазовского НТЦ, где до сих пор значительная часть работ делается по старинке — с помощью линейки и карандаша.
Путь экскурсии проходил между стопок готовых колес, заготовок и алюминиевых слитков (их поставляет из Объединенных Арабских Эмиратов компания Dubai Aluminium), перемежающихся с горами стружки. И наконец, дело дошло до литейного цеха. В гигантских печах в расплав алюминия добавляют кремний, титан, стронций и магний, затем рабочие вручную открывают заслонки и сливают его в огромные ковши, из которых большими черпаками снимают с поверхности “зеркала” окислы.
Затем расплав загружают в литьевую машину, где он под избыточным давлением в 1—2 атм заполняет разборную пресс-форму. Выемка и охлаждение готовой отливки в ванночке с водой, удаление облоя и первичная мехобработка производятся вручную. Но все диски после этого проходят рентгеноскопию — около 8% заготовок на данном этапе уходят обратно на переплавку.
Те болванки, на которых дефекты обнаружены не были, отправляются в печь, где они нагреваются до 300оС, а затем медленно охлаждаются (в течение шести часов) — так с отливок снимают внутренние напряжения. Потом — финальная механическая обработка, шлифовка вручную и покраска. Любопытно, что перед покрасочной камерой производится промежуточный контроль качества, да еще какой. Десятки рабочих опускают колеса в подсвеченную изнутри прозрачную емкость и в течение нескольких минут очень внимательно их рассматривают на предмет наличия микротрещин, которые обязательно будут “пузыриться”.
А сразу за “аквариумами” с водой — обычный шиномонтажный станок. На нем трое рабочих проверяют дисбаланс и биение неокрашенных колес. А вот оборудование для контроля этих же параметров у готовых дисков почему-то бездействует.
Несмотря на это, качество китайских колес удовлетворяет Volkswagen, BMW и Nokian. А себестоимость их мала, даже вопреки тому, что штат сотрудников завода работает за достаточно приличный оклад.
Достаточно интересным является тот факт, что китайцы пытались не только закупать алюминий в России, но и наладить производство своих колес на двух заводах, K&K и КрАМЗ, в Красноярске. Правда, в последствии вынуждены были отказаться под тем предлогом, что в России не производят высокотемпературный отпуск металла и, стало быть, не обеспечивается требуемое качество. Хотя завод K&K, как и Wanfeng Auto Wheel, имеет сертификат ISO/TS 16949, подтверждающий эффективность производственной системы обеспечения качества. А интерес промышленников из Поднебесной к российским линиям ковки (или, как говорят специалисты, изотермической штамповки) быстро иссяк по экономическим причинам.
Как утверждает руководство завода, 10 миллионов долларов за оснастку – это слишком много и подобная инвестиция никогда не окупится. Используемая в настоящий момент литьевая пресс-форма в тысячу раз дешевле, и ее хватает на 20 тысяч отливок. Поэтому мастера из Поднебесной в ближайшее время не планируют выпускать кованые колеса.
Впрочем, ковка китайцам особо не нужна, ведь они даже не пытаются претендовать на эксклюзивность, как немецкая фирма BBS или итальянская OZ. Здесь главная цель — массовость. Годовая производительность Wanfeng Auto Wheel достигает десяти миллионов колес — вчетверо больше, чем отечественный K&K. И расширение идет в основном за счет привлечения новых брендов, например таких, как Vianor.
Ведь под используемой ранее маркой ZCW китайские колеса в Европе не сумели обрести популярность, несмотря на десятки миллионов евро, инвестированных в собственную дилерскую сеть в Англии. Возможно, судьба колес из Поднебесной с российским дизайном и под финским брендом Vianor сложится удачнее. Ведь покупают же во всем мире компьютеры HP и телевизоры Sony, хотя на них также стоит клеймо “Сделано в Китае”.