Краш-тест колесных дисков

Каким основным качеством должен обладать колесный диск? Конечно же, к использованию пригодны лишь те диски, у которых соблюдены все геометрические параметры, что является залогом правильной посадки шины, а также исключает вероятность биения и наличия неправильного вылета, который может не самым лучшим образом сказаться на ездовых характеристиках машины. Далеко не последнее место отведено прочности, ведь неприятностей не избежать, если диск разрушится при случайном ударе. Что касается веса, то тяжелый диск приводит к увеличенному потреблению топлива, ухудшает динамические показатели, управляемость и плавность хода автомобиля за счет увеличения неподрессоренных масс. Для проведения теста были подготовлены одиннадцать образцов отечественных и импортных дисков, подходящих для установки на ВАЗ с передним приводом. Основной акцент был сделан на 5-спицевые 13-дюймовые диски шириной обода 5,5 дюйма с диапазоном вылета 35-38 мм.

Страна производитель

Судя по статистике, наибольшей популярностью на отечественном рынке пользуются диски турецкого производства, чему способствует сравнительно невысокая стоимость и эстетически привлекательный дизайн. Однако изделия из Турции достаточно увесистые. Диски российского производства также пользуются неплохим спросом по тем же ценам, но внешний вид похуже. Вместе с тем, простаивающие предприятия оборонной промышленности лихо экспортируют в Европу за бесценок (по местным меркам) высококачественные магниевые диски и кованные изделия из алюминиевых сплавов. Все дело в том, что технология изготовления кованных дисков гораздо проще, нежели литых, а на европейском рынке они ценятся достаточно высоко, поэтому в большинстве своем идут на оснащение гоночных автомобилей. Но что касается дисков, поставляемых из Германии или Италии, они у нас расходятся довольно медленно. Ведь далеко не каждый владелец “восьмерки” или “девятки” готов выложить 120 долларов за колесо с породистым логотипом. Все представители импортной индустрии, принимавшие участие в тесте – литые диски из алюминиевых сплавов. Россию представил один кованный диск “Круиз”, выпущенный Красноярским металлургическим заводом, и литой магниевый диск “Римэкс” от Соликамского магниевого завода. Удивительно то, что на изделии нет клейма его изготовителя. Колесо же производства фирмы AEZ, Германия промаркировано дважды: помимо логотипа AEZ на тыльной стороне диска имеется маркировка CMS, свидетельствующая о его турецком происхождении. Также в тесте участвовало стандартное стальное “восьмерочное” колесо 5,0Jx13, на полдюйма уступающее по ширине своим легкосплавным “конкурентам”.

Испытание на легкость сплава

Следует отметить, что испытание на соответствие геометрическим параметрам все диски прошли успешно. Но когда дело дошло до контрольного взвешивания, у импортных колес начались проблемы. Во-первых, самым легким оказался “Римэкс”, вес которого составил лишь 3770 граммов, что немудрено, учитывая в полтора раза меньший показатель плотности у магния, в сравнении с алюминием, а разница плотности магния и стали достигает 4,5 раз. В подтверждение всем ожиданиям, самым легким алюминиевым диском стал также наш соотечественник – “Круиз”. Даже стальной диск оказался легче половины импортных алюминиевых аналогов, уже не говоря о 7-килограмовом AEZ, уж точно, сделанном не в Германии. Согласно российскому законодательству, все продаваемые на территории РФ диски должны подвергаться стандартным испытаниям, после успешного прохождения которых продукции предоставляется сертификат. В ходе тестов образцы проходят определенный пробег на стенде, подвергаются испытанию на косой удар и почти миллиону циклов нагружения изгибающим моментом. Специалисты сертифицированной лаборатории для проведения испытаний отметили, что главная проблема для отечественных дисков – выдержать удар, в связи с чем этот тест зачастую предпочитают упускать. Именно по этой причине одним из этапов теста является косой удар, который максимально приближен к реальным условиям с наездом на препятствие. Ведь самым страшным является не прогиб диска, а появление трещины и разрушение, когда с автомобилем совладать практически не представляется возможным. Согласно параметрам косого удара, он представляет собой имитацию наезда автомобиля весом в 1000 кг на движущееся препятствие под углом 30 градусов на скорости 60 км/ч. На каждый испытуемый диск была бортирована бескамерная шина размером 155/70 R13 (наименьший допустимый размер), после чего колесо крепилось к установленной под углом 30 градусов стойке, заменяющей автомобильную ступицу. Над диском нависает 1000-килограммовый груз с ударной болванкой весом в 100 кг, отделенной от основной части при помощи пружины для имитации работы подвески. Во время падения на колесо груз создает нагрузку в 400 кг, согласно вазовским нормам (на многих дисках необходимая информация отсутствовала). Лишь для магниевого диска величина была уменьшена до 380 кг, что предусмотрено его маркировкой.