На шипах по асфальту: тест шипованной (и не только) резины
В рядах наших автолюбителей можно встретить немало тех, которые предпочитают круглый год ездить на чем-то одном, как они считают, универсальном. Например, зимние шины без зазрения совести используются летом с тем оправданием, что дескать, эти покрышки и на ходу мягче и по грунтовой дороге катятся увереннее. Таят ли в себе опасность зимние шины летом и что можно ожидать от всесезонной резины? Дать ответы на эти вопросы весьма просто – для этого лишь нужно поочередно “обувать” автомобиль в различные виды шин. Этим и решила заняться команда экспертов, включив в тест летнюю и всесезонную резину, так сказать, для контраста, а позднее испытание и вовсе было разбито на зимний и летний этапы.
Размерность колес составила 185/60R14, что является наиболее подходящим параметром для штатной модели ВАЗ-21103.Правда, специалистам пришлось повозиться с выбором испытуемых объектов: была приобретена продукция от разных производителей, согласно заявленным характеристикам. Однако названия брендов в данной статье не фигурируют, поскольку главной целью является исследование не моделей, а именно классов шин.
Итак, средняя температура воздуха +5 °C, шины, начиная летними и заканчивая зимними, да еще и с шипами. В качестве единственного послабления выступает полив при выполнении измерений, поскольку зимняя резина весьма быстро изнашивается на асфальте. Что касается представленной ниже субъективной оценки, то она была сделана по результатам езды по сухому и мокрому покрытию.
Поклонник стабильности: летняя шина
На улице температура воздуха достигает граничных значений, способных повлиять на результат. Но все же, экспертам необходимо хот как-то свести разницу в шансах претендентов к минимуму – одним еще не комфортно, а другим уже…
Летние покрышки "Кама-208", хорошо знакомые большинству обладателей продуктов отечественного автопрома, продемонстрировали неожиданно положительные результаты. Несмотря на то, что резина достаточно жесткая и упругая на мелких неровностях, во всем остальном подходит автомобилю, в некотором смысле даже исправляя некоторые недостатки его управляемости. На все команды водителя "Лада" реагирует четко и при начале скольжения хорошо поддается контролю. Легко почувствовать, что этому автомобилю по нраву динамичная езда, поэтому ряд стандартных тестов она выполняет, если не безупречно, то уж точно надежно и стабильно.
“Ватные” повадки: всесезонная шина
Шума в “десятке” не прибавилось, да и к неровностям машина относится более терпимо, не досаждая водителю и пассажирам звонкими хлопками. Но, как следствие, автомобиль, что называется, раскис, т. е. он не просто отказывается вовремя реагировать на манипуляции рулевого управления, но даже начинает пугать свои ранним уходом в скольжение передней осью и неохотными откликами на корректирование траектории. Если уж говорить о мокром асфальте, то ситуация еще более плачевна: автомобиль демонстрирует откровенные “провалы”.
Универсальность, как стиль жизни: зимняя “европейская” шина
Сочетание скругленной боковины, рисунка протектора “елочкой” и выделяющихся водоотводящих канавок само по себе интересно. Но при этом присутствуют ламели, мягкий слой поверхности резины и индекс "M+S", свидетельствующий, что шина предназначена для мягкого европейского климата, где зимой преобладает плюсовая температура и дождь.
Покрышке пришлись по нраву предложенные условия эксплуатации, а ее зимний характер можно узнать лишь по характерному гулу во время движения. Этот “европеец” при прохождении мелких изъянов оказался неожиданно жестким до такой степени, что тряска ощущается ничем не хуже, чем на летней “Каме”.
Приятным моментом стало то, что автомобиль с этими покрышками радует отличной управляемостью – машина кажется собранной, четко реагируя на изменение положения руля. О зимнем характере резины свидетельствуют лишь внезапные ранние проскальзывания, причем, на мокром асфальте колеса гораздо надежнее держат контакт с дорогой.
На асфальте все печально: зимняя нешипованная шина
Отечественная зимняя резина является отличным примером добротной “обувки”. Однако предназначена она для настоящего холода со льдом и снегом. Об этом можно судить по форме протектора, по его заостренной кромке и крупном рисунке, который демонстрирует агрессивный характер шины.
Автомобиль тоже сумел ощутить бойцовские качества покрышек, кардинально изменив свое поведение. Еще задолго до контрольных измерений стало понятно, что машина из транспортного средства превратилась в практически неуправляемый снаряд, уже не говоря о сильной шумности колес и вибронагруженности. Уже на скорости 70-80 км/ч ВАЗ продемонстрировал свое нежелание слушаться руля, предупреждая, что в некоторых ситуациях он даже способен при выполнении маневра выброситься в заносе на наружную сторону виража. Водитель убедился в этом, пытаясь выехать на “лосиный тест”.
Пробежка с шипами
Многие водители склонны утверждать, что на асфальте шипованная резина более опасна, нежели нешипованная, т. к. колеса не могут нормально тормозить из-за всего этого железа. Однако данное убеждение вполне можно оспорить, поскольку предусмотренные для езды по льду и твердому снегу наконечники из твердых сплавов не менее успешно удерживают контакт с асфальтом. Естественно, подобного рода эксплуатация подвергает шипи чрезмерным нагрузкам, вследствие чего их попросту вырывает. Именно по этой причине производители покрышек в последнее время стали изготавливать более твердый протектор ошипованных шин.
Если сравнивать с предыдущим вариантом, то “десятка” начала вести себя более прогнозировано, не заставляя водителя так интенсивно подруливать на поворотах.
Стоит ли экспериментировать?
Конечно же, можно приспособиться к любым шинам, будь-то летние шины, зимние, шипованные или “всесезонки”, уж тем более, нашим автомобилистам это точно под силу. Но необходимо осознать главное – если идти на эксперимент, то с предельной осторожностью.
Например, использование зимней покрышки летом является весьма серьезным компромиссом, влияющим, прежде всего на безопасность движения. Бывают исключения из правил, когда производитель сознательно адаптирует шину к определенным условиям эксплуатации посредством изменения тех или иных характеристик. Правда, это в большинстве случаев не лучшим образом сказывается на сцепных свойствах при езде по заснеженной трассе.
Среди всего разнообразия зимних покрышек наиболее универсальными можно считать лишь те, которые разработаны для эксплуатации в условиях мягких европейских зим. Их стихия – это дождь, мокрый снег и перепады температур в околонулевом диапазоне, но их сцепные свойства несколько ухудшаются, как только дорога подсыхает.
Что касается официальных всесезонных шин, то это уже отдельный разговор. Ведь могут попасться вполне приличные изделия, хотя, в данном тесте экспертам не посчастливилось. Необходимо помнить, что компромисс предполагает потерю в чем-либо и нет никаких гарантий, что выбранная ‘универсальная” резина будет одинаково эффективной во все времена года.