Новый краш-тест отечественных и импортных литых колесных дисков

Практически каждый автомобилист в нашей стране хоть один раз интересовался результатами того или иного теста шин, ибо тестов подобных множество – сравнительным испытаниям подвергается резина разных производителей, размеров и сезонностей. Но что касается тематики тестов колесных дисков, то она не столь широко распространена, и если европейские издания кое-как освещают данную тему, то на просторах СНГ данные мероприятия редкость. Экспертная команда одного из отечественных автомобильных издания решила устранить этот недостаток, испытав литые колеса на прочность.


Ранее, еще в далеких 90-х подобный тест уже проводился, но вот теперь, когда рынок пестрит производителями и моделями встала острая необходимость помочь потребителю в этом нелегком выборе. Кроме этой важной цели, эксперты поставили еще одну немаловажную задачу, а именно проверить соответствие сертификатов и качества товара. На сегодняшний день в нашей стране существует проблема качества импортируемой продукции и если раньше недорогие легкосплавные диски были родом из Турции, то на данный момент Китай занял полностью данную нишу и с каждым годом его доля на рынке растет. С чем это связано? В первую очередь с дешевизной сырья и рабочей силой, вторая причина это, конечно же, технология, большинство китайских заводов используют устаревшие технологии, и станки по отливке стали. Итогом всего этого является недорогая продукция с весьма сомнительным качеством.


Если в былые времена различного рода сертификаты не интересовали потребителя, поскольку он доверял непосредственно компетентности и честности продавца, то на сегодняшний день уже не так просто продать товар сомнительного качества – покупатель стал более требовательным. Но иногда наличие сертификатов не подкрепляется качеством. Данный тест даст возможность двенадцати участникам доказать что сертификат качества соответствует самым крепким и выносливым колесным дискам.


Следует признать, что все испытания действительно были достаточно жесткими – для их проведения команде экспертов пришлось отправиться в исследовательский центр К&К в Красноярске, где функционирует дорогой стенд циклических испытаний ZWARP (двухосевое стендовое испытание колеса). При этом не лишним будет отметить, что вся продукция по завершению производственного процесса прямо с конвейера данного производителя проходит этот этап тестирования, особенно это касается колесных дисков, которые идут в комплектации новых автомобилей.


Посредством использования стенда удается создать имитацию условия движения по сложным дорожным условиям, при этом суммарная нагрузка на колесо кратковременно может в три раза превышать номинальную.


Еще одним важным испытанием было выносливость колеса, а именно удар под небольшим углом, но и тут эксперты ужесточили условия проведения, увеличив массу падающего груза на 60%.


Помимо всего прочего, имело место испытание изгибом с вращением. Колесо крепится к горизонтальному стеллажу и к ступичной части выставляется нагрузка, которая рассчитывается исходя из геометрических параметров колеса и декларируемой несущей способности. В случае данных испытаний эта нагрузка составила 288 кг/м. После 200 тысяч циклов нагружения на колесе не должно быть повреждений.


Полученные результаты и обзор достоинств/недостатков испытуемых


Ну что ж, теперь можно взяться непосредственно за участников тест, и первыми станут диски родом из КНР. Так, модель Alcasta M05 обладает неплохим дизайном с раздвоенными спицами, но все же, она провалила все испытания, а самую жирную точку поставил тест на нагрузку – сердцевина просто вылетела из колеса. Та же участь настигла еще одного соотечественника – Cross Street Y4917. Эти диски самые легкие среди всех участников и самые механически неустойчивые. Еще одни диски китайского производства были разобраны на две части в испытании на противостояние удару. Два остальных колеса китайского производства остались цельными, но все же, не смогли выдержать циклическую нагрузку ZWARP – данные диски носят название 4GO SD-119 YQ и Ijitsu SLK1550. Единственный представитель китайского производства колесных дисков, сумевший пройти все испытания и не сдаться под тяжестью нагрузки, был Replay TY165. Классический пятиспицевый дизайн в серебряном варианте, именно эта модель стала лучшей среди своих соотечественников.


Если же говорить о дисках, выпущенных на территории России, то в отличие от шин, тут действительно можно немного похвастаться, но не в плане дизайнерских решений, а в плане прочности. Три представителя северного соседа простенькие по своему внешнему виду разве что диски K&K Борелли КС 613 немного разбавляют унылую серость. Качество очень приятно удивляет: ни одной трещины, тоже самое и у прямого конкурента красноярских легкосплавов, SKAD Drive, они очень прочные и качественные. А вот Tech Line 645 все-таки сдался под напором цикличной нагрузки (в том числе и по программе сертификационных испытаний).


И наконец, настал черед самых дорогих представителей класса легкосплавных дисков – это две модели из Германии в лице легендарной Borbet CC и Alutec Blizzard. Стоит отметить, что дизайн данных моделей тоже весьма прост и незамысловат, но качество исполнения как всегда на высоте, стоит ли говорить, что данные колеса легко прошли все испытания особенно надо сказать, что нагрузка была увеличена из-за других номинальных нагрузок при производстве.


Кроме того, еще одно изделие из Западной Европы сумело приятно удивить экспертов отличными результатами во всех испытаниях. Итальянский диск MAC Iguan прошел все испытания без единой трещины и повреждения.


Резюме сравнительных испытаний


По итогам теста можно смело сказать, что не всегда большой перечень сертификатов, которые прикреплены к продукции говорят о качестве, на самом деле покупая легкосплавные диски необходимо узнать больше информации о бренде, о заводском контроле качества, тестах и испытаниях, которые должна проходить продукция, перед тем как отправится на прилавки магазинов.


В качестве яркого примера выступают популярные легкосплавные диски Racing Wheels известного тайваньского гиганта Hijoin. Производством колес фирма занимается с 2000 года, и большинство продукции (88%) уходит на экспорт. 25% объема производимых дисков продается на рынке Японии, еще 16% – в США. Хорошие продажи на японском рынке говорят о высоком качестве этих дисков, поскольку в Японии действуют очень жесткие технические стандарты JWL-VIA (Japan Light Wheel Alloy, Vehicle Inspection Association), без соответствия которым продажа колесных дисков невозможна. На заводе Hijoin производится часть модельной линейки именитых брендов премиум-сегмента такие как МОМО, МАК, ENZO.


Именно этот факт указывает на то, что данные производители доверяют свои модели заводу Hijoin, несомненно, это подтверждает высокое качество и грамотный подход к работе. Особое внимание на предприятии уделяется контролю качества производимой продукции. На предприятии созданы специальные лаборатории, которые оснащены современным оборудованием для проверки качества производимой продукции, осуществляют целый комплекс проверок, который позволяет дискам соответствовать самым высоким требованиям.


Прежде чем на дисках будет размещена печать со знаком качества, они должны с честью пройти следующие испытания:


• Радиальное испытание на выносливость (Radial Load Fatigue Test) – данный тест позволяет проверить способность диска сопротивляться действию повторных (циклических) нагрузок. Основная цель данного теста - проверка прочности диска

• Испытание на коррозионную стойкость (Corrosion Test) – проводится под воздействие солевого тумана в течение 16 суток (384 часов). По истечению этого времени коррозия не должна негативно затрагивать функциональные свойства колеса, а также элементы крепления и посадочную полку обода, что подтверждаться посредством проведения испытания на изгиб при кручении или испытания при качении в зависимости от места появления коррозии.

• Испытание на изгиб при вращении (Rotating Bending Test) – основная цель теста заключается в имитации поперечных сил, воздействующих на диск при движении автомобиля по кривой.

• Испытание при качении (Rolling Test) – цель испытания – имитация напряжения, возникающего в колесе при движении транспортного средства по прямой, посредством вращения колеса в барабане.

• Испытание на косой удар под углом 30% (Impact Test) – этот тест позволяет проверить прочность диска на разлом в закраинах и других критических точках, при ударе диска о препятствие.

• Ударное испытание под углом 13° (13 Degree Impact Test) – посредством этого испытания удается воспроизвести фактические условия использования диска.

• Испытание на выносливость (Cornering Fatigue Test ) – в данном случае проверке подвергается сила, прочность и выносливость обода диска.