Проблема смешанных автомобильных шин

Тему, которую затрагивает данная статья, можно легко сравнить с парой абсолютно разных ботинок, которые без крайней надобности вряд ли обует на себя здравомыслящий человек. Однако проблема смешанных автомобильных шин начала обретать свою актуальность еще в далеких 70-х годах прошлого века. После появления на отечественном рынке радиальных покрышек их зачастую сочетали с распространенными в то время диагональными шинами.

Из-за такого смешивания разнотипной резины, которая обладала совершенно отличающимися эксплуатационными характеристиками, стали иметь место настолько существенные изменения в ходовых качествах автомобиля, что подобный метод “экономии” был подвержен запрету на законодательном уровне. Запретить компетентным государственным структурам, конечно, удалось, но данная мера не сумела в полной мере устранить проблему так называемого смешивания автомобильных шин. Более того, эта тема остается актуальной для всеобщего обсуждения и на сегодняшний день, правда, она претерпела ряд изменений по сути.

К такому явлению, как смешивание покрышек, можно отнести следующее:

• шины разного диаметра;
• шины, обладающие различным коэффициентом скорости;
• применение шин от разных производителей;
• установка на автомобиль летней и зимней резины;
• применение шин с разным “возрастом”;
• шины, обладающие разными значениями коэффициента нагрузки.

Если говорить об установке шин разного диаметра, то она полностью запрещена, причем, не безосновательно. Разрешено использовать только те размеры резины, которые указаны в документации завода-производителя, за исключением вынужденных аварийных ситуаций, когда, к примеру, в наличии имеется только узкое запасное колесо, взамен штатной широкопрофильной резины. Также конструкция некоторых спортивных автомобилей подразумевает установку шин разного диаметра на переднюю и заднюю оси.

Однако, даже при одинаковом диаметре шин, управляемость и сцепление с дорогой может быть подвержено дисбалансу по той причине, что шины отличаются с точки зрения конструкции (тип резины, каркас), а также возраста и состояния покрышек (глубина протектора, состояние корда). Необходимо помнить, что несоответствие шин в различного рода критических ситуациях, таких как резкое маневрирование или экстренное торможение, приводит к непрогнозируемому поведению автомобиля. Поэтому здесь лучше избегать компромиссов.

Изменения в характеристиках управляемости и ходовых качествах особенно проявляются при смешивании зимней и летней резины. Например, такое совместное использование разрешено в Германии, при условии, что шины одного диаметра, типа (радиальные/диагональные) и на каждой оси установлен одинаковый тип. Но, ни один уважающий себя специалист не станет всерьез говорить о соблюдении безопасности в таких обстоятельствах.

И все же, если по какой-то причине владельцу автомобиля не удается избежать монтажа разных шин, необходимо в обязательном порядке избегать следующих несоответствий:

• Установка диагональных шин на заднюю ось и радиальных на переднюю;
• Установка резины с высоким профилем на задние колеса и низкопрофильных шин на передние;
• Если автомобиль снабжен передним приводом, установка шипованных шин на ведущую ось и фрикционной резины на задние колеса;
• Передняя ось снабжена новыми шинами, а задние колеса – изношенными.

Необходимо отметить, что два последние пункта представляют собой особую опасность, поскольку на мокром или обледенелом покрытии сцепление задней оси крайне низкое, что способствует уводу автомобиля в занос и создание аварийно опасной ситуации.