Радиальная шина - конструкция
В отличие от диагональных шин, аналоги с радиальным рисунком протектора обеспечивают более надежное сцепление с дорожным полотном, что обеспечивается большей площадью и стабильностью пятна контакта. В данной статье описана конструкция стандартной радиальной шины.
Итак, радиальная шина состоит из протектора, плечевой зоны, боковины, брекера, каркаса и борта.
Протектор представляет собой массивный слой резины высокой прочности, предназначенный для непосредственного соприкосновения с дорогой. Наружная поверхность протектора обладает рельефным рисунком в виде выступов и канавок, называемых “беговой дорожкой”. Благодаря протектору, каркас шины защищен от механических повреждений – именно от протектора зависит эксплуатационный ресурс покрышки, уровень вибраций и шумность. Что касается рисунка рельефной части, то он определяет приспособленность колеса к тем или иным эксплуатационным условиям.
Плечевая зона является частью протектора, расположенной между беговой дорожкой и боковиной шины. Ее основная функция состоит в увеличении боковой жесткости покрышки, за счет восприятия части боковых нагрузок от беговой дорожки. Кроме того, плечевая зона способствует улучшению соединения протектора с каркасом.
Боковины – это часть шины, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, расположенный между плечевой зоной и бортом. Боковина, по сути, представляет собой продолжение протектора на боковых стенках каркаса, которое защищает его от коррозии и механического воздействия. Производители также используют поверхности боковин для нанесения различного рода обозначений и маркировки шин.
Брекер расположен между каркасом и протектором шины и состоит из слоев корда. Предназначен брекер для обеспечения более надежного соединения каркаса с протектором, предотвращая его отслоение под действием внешних и центробежных сил. Также данная часть шины амортизирует ударные нагрузки, тем самым, повышая сопротивление каркаса механическим повреждениям. В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально, независимо от конструкции шины.
Каркас является важнейшей силовой частью автомобильной шины. Он обеспечивает ее прочность, принимая на себя, прежде всего, внутренне давление воздуха, а также те нагрузки, которые передаются от внешних сил дороги, воздействующих на колесо. Конструкция каркаса включает в себя один или несколько слоев обрезиненного корда, наложенных друг на друга.
Борт представляет собой жесткую часть покрышки. Его предназначение заключается в креплении на ободе колеса (в случае с бескамерной резины, борт также обеспечивает герметизацию). Состоит борт шины из слоя корда каркаса, который завернут вокруг проволочного кольца, а также из резинового наполнительного шнура. Применение кольца служит для придания борту оптимальной прочности и жесткости, а роль наполнительного шнура состоит в обеспечении монолитности и эластичного перехода от жесткого кольца к резине боковины. Наружная часть борта обладает специальной бортовой лентой из корда или прорезиненной ткани, необходимой для предохранения борта от повреждений при монтажных работах, а также от стирания при контакте с ободом диска.