Штампованный диск
Самая обычная компоновка колеса производится на штампованном диске. Штампованные диски устанавливаются, как правило, на недорогих комплектациях автомобиля. Для отечественного автомобиля все параметры рассчитывают именно для штампованных дисков.
Штампованный диск изготавливается из листового металла путём выпрессовки определённой формы. Из этой формы делается основной обод колеса. Далее, путем точечной сварки, присоединяется борт для удержания и фиксации самой покрышки колеса. Наносится защитное покрытие в виде эмалевого покрытия или порошковой краски.
У штампованных дисков, как и у других видов, есть свои плюсы и минусы. Неоспоримым плюсом является, конечно, цена.
Стоимость штампованного диска в два, а то и в три раза меньше, чем, например, литого диска. Но при этом и
долговечность диска ниже, особенно защитного покрытия.
Штампованный диск выполняется из листовой упругой стали. Поэтому при деформации, когда происходит наезд на
препятствие или провал в яму, не происходит разрушения диска, а деформируется лишь малая его часть. Эти деформации
легко устраняются в любом «колесном» сервисе путем прокатки диска. А литые диски, в отличие от штамповок, в таких случаях трескаются
или просто лопаются.
Сплав литых дисков таков, что плохо подлежит восстановлению. Минус заключается в том, что со временем диск
деформируется, меняется баланс, форма, что приводит к износу шин и зачастую агрегатов подвески, например рулевых
наконечников и стабилизаторов.
Еще минусом штампованного диска является большой вес, что сказывается на управляемости автомобиля и тормозном
механизме. Чем больше вес колеса, тем больше крутящий момент, тем длиннее тормозной путь и, соответственно, больше
тормозное усилие, уменьшающее срок работы узлов тормозного механизма. В штампованный диск очень легко забивается
грязь, а плохая вентиляция приводит к дисбалансу колеса и коррозии металла. Помимо этого балансировочные грузы
устанавливаются при помощи специальных зажимов, которые повреждают защитный слой, а не клеятся, как на литых дисках.
При выборе штампованного диска лучше покупать диски, окрашенные порошковой краской. Как правило, они будут белого цвета.
Порошковая краска наносится путем прилипания частиц порошковой краски к диску. После этого она нагревается, обеспечивая
равномерное распределение краски по диску. Такое окрашивание очень плотное, тонкое и надежное. Покраска обычной эмалью
менее стойкая к агрессивным воздействиям окружающей среды, особенно для эмалевого покрытия вредны удары и деформации
при отрицательных температурах. Появляются сколы, задиры и коррозия. В сервисе такие диски восстанавливают путем снятия
старого защитного слоя краски, при помощи пескоструйного аппарата, и нанесения нового.
При испытаниях штампованных дисках наряду с литыми и кованными, они показали довольно хороший результат. Эти диски
выдерживают большую нагрузку, не лопаются, что сказывается на безопасности движения. На деформированном колесе можно
продолжать движение, не опасаясь за жизнь, в отличие от недорогих литых дисков.
В холодное время года штамповки желательно почаще промывать от грязи, особенно внутри. При накоплении грязи можно
почувствовать вибрацию руля, или увод в сторону. Многие ошибочно полагают, что возникли неполадки с подвеской, балансировкой
или развалом/схождением колес. Также необходимо правильно устанавливать колесо на ось автомобиля, чтобы ступичный проем
совпал с диском колеса. Необходимо не перетягивать болты крепления, так как нарушается центровка отверстий болтов.
И главным минусом является внешний вид штампованного диска, хотя иностранные производители уже делают их похожими на литые.