Стоит ли качать азот в шины: опровержение мифов

Мало кто из автовладельцев сегодня не слышал о такой модной услуге от автосервисов, как закачивание в шины чистого азота. При этом специалисты приписывают азоту чуть ли не чудодейственные свойства.

Но для начала следует уточнить, что в воздухе и без того содержится 78% азота. Что касается азотогенераторов, вырабатывающих газ для автомобильных колес, содержится 95-97% азота. Как видно, разница не столь велика. Более того, самостоятельно определить насыщенность газа азотом водитель не в состоянии, т. к. не возит с собой газоанализатор (ирония). Кстати, на этом многие коммерсанты просто-таки наживаются, закачивая в шины тот же воздух. Но если уж начистоту, то какова польза будет от того, что в колеса даже закачают 99,9-процентный азот из баллонов?
Миф первый: молекулы азота обладают большими размерами, по сравнению с кислородом, поэтому азот не так быстро улетучивается, дольше сохраняя давление в колесе. А вот шину с воздухом приходится гораздо чаще подкачивать.

Опровержение: если уж на то пошло, то действительно, диаметр молекулы азота составляет 0,32 нм, а кислорода 0,3 нм, что составляет разницу в целых 6%. Другими словами, если шина с азотом потеряет всего 1 атмосферу, то шина с кислородом – аж 1,012 атмосферы. И вообще, если уж кислород так быстро улетучивается из колеса, то в нем остается чистый азот. Вопрос: зачем переплачивать?

Миф второй: в отличие от кислорода, азот не приводит к окислению корда и старению резины.

Опровержение: достаточно правдоподобно. Однако лучше не пытаться спрашивать мастера автосервиса о том, как часто он меняет покрышки из-за того, что у них поржавел корд, т. к. можно нарваться, как минимум, на непонимание. Кроме того, неплохо было бы задуматься о том, каково же покрышке с внешней стороны, которая постоянно контактирует с таким вредны для нее воздухом.

Миф третий: из-за меньшей массы азота неподрессоренные массы подвески снижаются, что продлевает ресурс амортизаторов.

Опровержение: да уж, в данном случае трудно не согласиться, если учесть, что плотность воздуха составляет 1,29 кг/м3, а плотность азота - 1,25 кг/м3. Но если подсчитать, что средний объем колеса составляет 0,05 м3, а давление в нем - 2 кгс/см2. Из этого следует разница всего в 6 граммов, чего крайне недостаточно для существенного облегчения автомобиля при массе колеса в 13-15 кг. Так что, с азотом автомобиль, все равно, не взлетит.

Миф четвертый: азот значительно лучше отводит от покрышки воздух, предотвращая ее перегрев.

Опровержение: это и вовсе неправда, ведь кислород обладает коэффициентом теплопроводности 0,0269 Вт/(м•К), а азот 0,0261 Вт/(м•К). Несмотря на такую незначительную разницу, кислород, все же, эффективнее передает тепло от шины к диску, охлаждая ее.

Миф пятый: это даже мифом назвать нельзя, а так, лишь приведенными аргументами.

Аргумент: на днях я поменял покрышки и мне продавец посоветовал накачать их азотом. Так вот, уже полгода в шинах держится стабильное давление.

Ответ: стоит задуматься, может все дело как раз в новых покрышках. Ведь, согласно техническим нормам, исправное колесо способно удерживать давление годами.

Аргумент: колеса моей машины накачали азотом, после чего она начала ехать значительно мягче.

Ответ: объяснение заключается в том, что при накачивании колеса азотом его не докачивают на 0,2-0,3 атмосферы. Как следствие, колесо действительно идет мягче, не замечая вибраций.

Аргумент: в “Формуле 1”, например, колеса накачивают азотом, не дураки же там сидят.

Ответ: действительно, не дураки. Согласно техническому регламенту гонок “Формулы-1”, колеса должны быть накачаны исключительно воздухом или азотом, где определяющим является именно союз “или”. Другими словами, специалисты даже таких экстремальных гонок не видят разницы между воздухом или азотом.

Но, как бы то ни было, решать исключительно автовладельцу, что закачивать в колеса собственного автомобиля. Хочется добавить лишь, что пользы от азота никакой, но вот кошелек может пострадать.