Тестовая эксплуатация кованых дисков ВСМПО

Комплект дисков, поставляемый компанией ВСМПО, уже давно ожидал своей очереди на тестирование. Наконец, отечественные журналисты добрались до них, что, соответственно, способствовало публикации заключений данной тестовой эксплуатации. При этом следует отметить, что испытывали колеса зимой.

Форма диска

И дело даже не в наших вкусах и предпочтениях. Дело в том, что форма диска была специально подобрана для зимней эксплуатации, основываясь на долгосрочном прогнозе погоды. И ведь не обманули синоптики: зима в нашей стране оказалась самой снежной за последние несколько лет. Как результат – грязевая каша на дороге, липнущая к ободу на первых метрах пути и, как правило, сводящая на нет тщательную балансировку колес.


Однако таких проблем испытать не удалось – шестиконечная звезда “Фобоса” достаточно легко очищалась простой щеткой, а плавные, округлые переходы от ребер к основанию не позволяли снегу липнуть, неплохо справляясь и с самоочищением.

Проверка качества

Прежде чем ставить диски на тестовый автомобиль, решено было их проверить на 3D-стенде на возможные биения и заводской брак. Все колеса вписались в норматив с троекратным запасом, что для массовой продукции является очень достойным результатом.

Вопрос стиля

Подобрать продукцию ВСМПО легко: большинство современных типоразмеров и сверловок у компании есть. Но вот по стилю, увы, незамысловатые по форме диски подойдут далеко не каждому автомобилю. И автолюбителю.

Влияние веса диска на его качество

Масса диска “Фобос” – 6,7 кг. В среднем, он на 30% легче стального и на 20% – литого аналогичного диаметра. Но всегда ли легкий значит хороший?


На первый взгляд, все просто: чем меньше неподрессоренные массы, тем лучше чувствует себя подвеска. Но как быть с тормозами? Чтобы заблокировать легкое колесо, нужно приложить меньше усилий. Значит, с коваными возрастает вероятность заноса при экстренном торможении, да и эффективность этого торможения снижается?


Лучшим решением показалось испытание на полигоне. В арсенале специалистов были два принципиально разных автомобиля – Mazda6 с рабочим блоком ABS и системой курсовой устойчивости, и Seat Ibiza, у которого блок антиблокировочной системы был отключен.


Результат тестов представлен на диаграмме. Торможение “в пол” с ABS оказалось чуть более эффективным на кованых дисках, нежели на литых. Шины (в обоих случаях – Michelin X Ice) мы предусмотрительно остужали перед каждым заездом, а колодки на обеих машинах только прошли 500-километровую обкатку, чтобы исключить высокую погрешность измерений.


С “безабээсным” Seat Ibiza получилось сложнее: во время первого заезда на “ковке” пилот “проиграл” стальным дискам аж 4.5 м. Колеса действительно заблокировались чуть раньше, чем в предыдущем цикле испытаний. Но уже второй и последующий заезды расставили все по своим местам – водитель привык к чуть полегчавшей педали и быстро понял, как тормозить на грани блокировки, с максимальной эффективностью.


Результаты испытаний на полигоне:


• Mazda6 –

o тормозной путь на литых дисках – 40.1 м (цикл из 10 заездов);
o тормозной путь на кованых дисках – 38.9 м (цикл из 10 заездов).


• Seat Ibiza –

o тормозной путь на литых дисках – 46.3 м (цикл из 10 заездов);
o тормозной путь на кованых дисках – 44.9 м (цикл из 10 заездов).


Кстати, оценку кованым дискам, которые продолжают свою тестовую жизнь на редакционных машинах, дали не только сами журналисты, но также призер Чемпионата России по ралли, и ведущий инженер-автомобилестроитель Политехнического университета.

Опыт водителя

Команду экспертов до последнего не покидало чувство, что диск в первые же недели эксплуатации будет поврежден: машину гоняли в предельных режимах (на ней мы испытывали не только диски, но и шины), и, что уж говорить, не всегда в рамках закрытого (и безопасного) полигона. Как результат – неверное прохождение скользкого поворота, неконтролируемый снос передней оси, торможение до 13.6 км/ч (показания GPS) и глухой удар вывернутыми колесами в высокий поребрик. Вот такие были испытания.


Погнутый рычаг подвески, рулевая тяга и напрочь сбитое схождение передних колес были списаны на “естественные потери ”. Что с диском? Удар пришелся плашмя, в аккурат на два из шести ребер, и он должен был пострадать первым. Результат, или, скорее, его отсутствие, видно на фото. То же показал и лазерный стенд – нам лишь пришлось заново наклеить отвалившийся балансировочный грузик, не более.


Не успокоившись на этом, журналисты решили повредить диск наверняка. Варварски, острым зубилом по внешней эмали, и, вдобавок, обработать повреждение 30%-ным солевым раствором. Результат оказался тем же: за три недели подобной пытки не было замечено каких-либо поверхностных изменений металла, а также его покрытия. За прочность и коррозийную стойкость диски ВСМПО заслуживают твердую “пятерку”.