Топ-12 теста 16-дюймовых колесных дисков
В начале весны 2015-го было проведено независимое тестирование 12-ти моделей колесных дисков диаметром 16 дюймов. В испытании были задействованы модели таких марок: шесть моделей китайского производства – реплика LegeArtis, ALCASTA, Cross Street, реплика REPLAY, 4go и Ijitsu; три модели производства России – "КиК", “СКАД” и Tech-Line; две модели колес, поставляемых из Германии – Alutec, Borbet; один диск итальянского производства – MAK.
Как известно, для испытаний колесных дисков применяется определенная технология и последовательность этапов. Так, в данном случае тестирование производилось следующим образом:
1. Беговой барабан стенда ZWARP раскручивает колесо в сборе с шиной размерности 215/60R16 до "линейной" скорости 120 км/ч - и за пробег около 2300 км оно подвергается циклическим перегрузкам (кратковременно - до 1800 кгс, что в три раза больше, чем заявленные производителями для большинства из наших колес предельные 600 кгс), которые имитируют самые жесткие условия эксплуатации: движение на перегруженном автомобиле, резкие перестроения, проезды неровностей. Причем так называемая карта нагрузок для испытаний была сформирована на основе данных, полученных при езде именно по российским дорогам.
2. Другое точно такое же колесо, но уже без шины, тоже подвергается циклическим нагрузкам, но на стенде несколько проще. Обод жестко крепится к металлическому столу, а к ступичной части прикладывается циклический момент с вращением. Это испытания - уже "официальные", определенным государственным стандартам. Без разрушений и трещин колесо должно выдержать 200 тысяч циклов заданным моментом. Это необходимое, но еще недостаточное условие для получения сертификата.
3. Третий вид испытаний - удар по ободу колеса. Колесо в сборе с накаченной до 2.2 бар шиной крепится под углом 13 градусов к горизонтальной плоскости - и с высоты 230 мм на него "роняют" груз массой 540-648 кг (в зависимости от нагрузки, заявленной производителем). Это наименее трудоемкие, но, пожалуй, самые убедительные испытания. Хорошие колеса гнутся лишь слегка, давление в шине сохраняется, а "плохие" - либо "трещат по швам", то есть по самым слабым местам (как правило, это спицы), либо ломается закраина обода, а то и сам обод, - и колесо теряет герметичность. Это говорит о том, что колесо не соответствует требованиям норм и не пригодно для продажи.
4. На том же стенде провели дополнительные удары с нагрузкой, превышающей нормативную на 60%. Можно считать, что это - имитация самого сильного удара колеса о бордюр.
Итак, по итогам испытаний у нас есть две новости, и начать, как водится, следует с плохой. Рынок завален колесами с липовыми сертификатами. Хорошая – предупрежден, значит спасен. Плюс половина колес все-таки успешно прошла все тесты.
Два совета для тех, кто собрался покупать колеса. Прежде всего, не стоит уповать на бумажки с печатями и красивые наклейки. Похоже, система сертификации, лишь способ заработка для "сертификаторов". И второе, признак качества легкосплавных колес – отсутствие легкости. Легкие колеса непонятного происхождения – достаточное основание, чтобы отказаться от покупки. Чем дешевле колеса, тем ниже их качество.
Ниже представлены результаты тестов для каждой модели колесных дисков. Что касается нумерации позиций, то она является не более чем условностью, поскольку испытание не предполагало выставление баллов. И все же, перечень представляет обратный отсчет, т. е. начиная с той модели, которая хуже всех показала себя во время тестов.

На 12-м месте – диски Replica LegeArtis TY39 6.5x16 5*114.3 ET45 d.60.1 gun metal
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат – усталостные трещины во всех спицах.• Тест на угловую циклическую нагрузку – не пройден. Результат – трещины в спицах.
• Ударный тест – не пройден. Результат – разрушение спиц.
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - не пройден. Результат – разрушение спиц, отделение обода от диска.
Несмотря на простой дизайн и визуально толстые спицы, колеса “ЛегеАртис” оказались хрупкими: три вида испытаний они закончили с трещинами, а самый жесткий удар привел к разрушению всех пяти спиц – обод полностью отделился от диска

На 11-м месте – диски Alcasta M05 6.5x16 5*112 ET42 d.57.1 BKF
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – не пройден. Результат – усталостные трещины во всех спицах.• Тест на угловую циклическую нагрузку – не пройден. Результат – трещины в спицах.
• Ударный тест по методике – не пройден. Результат – разрушение спиц.
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – не пройден. Результат – разрушение спиц, отделение обода от диска.
Красивые и легкие двухцветные колеса, но и ломаются, увы, очень легко: на счету – ни одного успешно пройденного испытания, включая и те, что необходимы для получения сертификата соответствия требованиям действующих норм.

На 10-м месте – диски Cross Street Y4917 6.5x16 5*112 ET50 d.57.1 silver
• Ударный тест – пройден• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – не пройден. Результат – усталостные трещины во всех спицах.
• Тест на угловую циклическую нагрузку – не пройден. Результат – трещины в спицах.
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – не пройден. Результат – разрушение спиц, отделение обода от диска.
Самые легкие колеса в нашем тесте, на них больше всего наклеек, призванных убедить, что успешно пройдены все мыслимые испытания. Но из трех тестов нашей программы колеса успешно прошли лишь один – сертификационный удар. Итог других испытаний - трещины и сломанные спицы.

На 9-м месте ¬– диски TECH Line 645 6.5x16 5*114.3 ET45 d.60.1 silver
• Ударный тест – пройден• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – не пройден. Результат – усталостные трещины во всех спицах.
• Тест на угловую циклическую нагрузку – не пройден. Результат – трещины в спицах.
Недорогие изготовленные в России колеса хорошо держат удар, но циклические нагрузки (в том числе и по программе сертификационных испытаний) приводят к образованию трещин в основании спиц.

На 8-м месте – диски Ijitsu SLK1550 6.5x16 5*112 ET50 d.57.1 GMFP
• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден• Ударный тест – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – не пройден. Результат – усталостные трещины во всех спицах.
Китайские колеса приемлемого качества: все сертификационные испытания пройдены без замечаний, и только циклические нагрузки на стенде ZWARP привели к усталостным трещинам на спицах.

На 7-м месте – диски 4GO SD-119 6.5x15 5*112 ET45 d.66.6 GMMF
• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – не пройден. Результат – усталостные трещины во всех спицах.
Эффектные колеса с имитацией болтов разъемного соединения диска с ободом выдержали даже удар с 60% превышением нагрузки. И только в ходе циклических испытаний на стенде ZWARP на спицах появились трещины.

На 6-м месте – диски СКАД Драйв 6.5x16 5*112 ET45 d.57.1 селена
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – пройден• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден
• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
Не самые легкие, но прочные, соответствующие действующим стандартам колеса. А по цене они самые доступные из тех, что выдержали весь цикл наших испытаний.

На 5-м месте – диски КиК Борелли 6.5x16 5*112 ET39.5 d.66.6 блэк платинум
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – пройден• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден
• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
Эффектные двухцветные колеса без проблем выдержали все испытания, но это – самые тяжелые колеса в нашем тесте из числа тех, что имеют обод шириной 6,5 дюйма.

На 4-м месте – диски Replay (Replica LS) TY135 6.5x16 5*114.3 ET45 d.60.1 silver
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – пройден• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден
• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
Незамысловатые по дизайну, но самые прочные из шести колес китайского происхождения: только они успешно прошли всю программу испытаний.

На 3-м месте – диски Mak Iguan 7x16 5*112 ET42 d.76 GMMF
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – пройден• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден
• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
Двухцветные колеса итальянской фирмы МАК недешевы, но зато никаких претензий к качеству: во всех тестах положительные результаты.

На 2-м месте - диски Borbet CC 7x16 5*112 ET40 d.57.1 silver
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – пройден• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден
• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
Не самые эффектные, но при этом относительно недорогие (для именитой немецкой фирмы) колеса без замечаний выдержали все испытания.

На 1-м месте – диски Alutec Blizzard 7.5x16 5*112 ET37 d.66.6 silver
• Тест на циклическую нагрузку ZWARP – пройден• Тест на угловую циклическую нагрузку – пройден
• Ударный тест по методике – пройден
• Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% – пройден
Немецкие колеса классического дизайна выдержали все испытания без замечаний, в том числе и с повышенными расчетными нагрузками, предусмотренными для колес с более широким (7,5 дюйма) ободом.