Все о пятне контакта шины

Прежде чем говорить о таком понятии, как пятно контакта шины, следует вообразить, что даже кроссовок баскетболиста обладает площадью большей, по сравнению с той площадью, которая образовывается при контакте автомобильной покрышки с дорожной поверхностью. Многие могут не поверить, но это действительно так. Большинство автомобильных шин обладают пятном контакта, не превышающим по размерам человеческую ладонь, но при этом на каждое колесо воздействует весьма значительная сила – вес всего автомобиля.

Говоря простыми словами, "пятно контакта" – это опорная поверхность колеса, его след на дорожном покрытии. Сцепление шин с полотном - величина, постоянно изменяющаяся, причем, для каждого колеса. Как раз благодаря возможности изменения размеров пятна контакта и его формы в сочетании с работой подвески, автомобиль успешно удерживается на дороге даже на больших скоростях.

В статичном состоянии пятно контакта имеет форму прямоугольника (при условии, что в шине правильное давление, а ее кривизна соответствует нулю). Но что касается движения, то пятно способно принимать любые формы. При этом площадь также может изменяться по отношению к состоянию статичного автомобиля. На это влияет значение вертикального усилия, которое меняется в зависимости от аэродинамических нагрузок, а также переноса веса. Из этого следует вывод, что с увеличением вертикальной нагрузки площадь пятна контакта расширяется, следовательно, улучшается сцепление автомобиля с дорогой.

Чтобы пятно контакта колеса с дорожным полотном было максимальным, шина должна иметь кривизну с нулевым значением (а в идеале быть плоской). Помимо этого, при прохождении автомобилем поворотов, эластичность покрышек позволяет им изменять форму прямо пропорционально действию боковой реактивной силы. В результате этой деформации шина катится к ее продольному направлению под углом её бокового увода. Правда, в данном случае под словом “увод” подразумевают не скольжение, а именно деформация, при которой шина смещается во внешний радиус поворота. Следовательно, максимальное сцепление с дорожным полотном достигается при значении бокового угла, превышающем нулевую отметку.

Как известно, опытные водители стараются максимально учитывать влияние всех движущих факторов, задействованных в коэффициенте сцепления шин с трассой. При этом управление автомобилем осуществляется таким образом, чтобы избежать резких изменений пятен контакта. Если же говорить о новичках на трассе, то в большинстве своем они обороняются от дорожного полотна, вследствие чего им приходится ловить собственное авто на грани заноса.