Шины повышенной проходимости

Для передвижения на автомобиле по дороге с твердым покрытием протектор шины должен иметь неглубокий рисунок. Он способствует улучшению сцепления с поверхностью трассы. Если автомобиль эксплуатируется на нетвердом покрытии, вне асфальта или бетона, то шины рекомендуется использовать специальных типов.


Для мягкого дорожного покрытия или грунта существуют специальные шины. Они имеют рисунок протектора в виде крупных многоугольников и высоких шашечек. Во время движения эти шашечки продавливают верхний слой грунта, проникая вглубь и цепляясь за него. При этом, чем меньше в диаметре шашечка протектора, тем сильнее давление общей массы на нее, и тем глубже она проникнет в грунт. Помимо этого в протекторе шины для улучшения сцепных качеств по краям могут располагаться грунтозацепы. Например, как в тракторных шинах они выполнены в виде елочки с направленным вращением.


Все внедорожные шины должны иметь высокую степень самоочистки. Это достигается за счет особого рисунка протектора. Он должен иметь широкие канавки, а также иметь такое расположение, которое при вращении колеса позволяет откидывать грунт (грязь) от колеса. В обычных шинах протектор легко забивается грязью, и колеса превращаются в гладкие «катки», не обеспечивая должного сцепления с мягкой дорогой.

Но при всех своих высоких качествах проходимости по мягкому дорожному покрытию, внедорожные шины имеют плохое сцепление с твердыми покрытиями дорог за счет маленького контактного пятна. Также они показывают высокий уровень шума и вибрации на асфальте. Внедорожные шины выполнены из твердых сортов резины, поэтому использование их в зимний период крайне не рекомендуется и не безопасно, так как резина становится еще более жесткой. При установке шипов шину можно просто испортить.

Существуют также особые шины под названием «пневматики» низкого и сверхнизкого давления. Они хорошо проявляют себя на очень мягких грунтах, на болотистой местности и на песке. Как правило, шины такого типа имеют большой диаметр, большую поперечную ширину и большую площадь контактного пятна с поверхностью. Это позволяет создавать наименьшее давление на поверхность дороги. Колеса автомобиля не проваливаются в болотистый грунт, не зарываются в песок или в снег, а способны передвигаться по поверхности, в некоторых случаях даже плавать.


Для установки таких шин автомобиль необходимо дополнительно дорабатывать. Их нельзя поставить на обычный внедорожник, или поставить такие шины, только уменьшенного размера, их просто не существует, так как параметры шин строго рассчитаны.

В «пневматиках» достаточно поддерживать давление 0.2-0.4 атмосферы, но при движении по асфальту такие колеса будет сильно раскачивать даже на скорости 50 километров в час, увеличится также износ покрышек, а по цене они очень и очень недешевые. Эти шины очень чувствительны к острым предметам – легко повреждаются и приходят в негодность.

Используют специализированные внедорожные шины, как правило, только в спорте, или только в ограниченных определенных дорожных условиях.